Всё дело в сильно возросшем пороге входа.
Чтобы посмотреть первых «Мстителей», вам нужен был контекст из четырёх сольников и одного сиквела («Железного человека»); чтобы посмотреть «Мстители: Финал» – контекст из более чем двух десятков не самых скромных по продолжительности картин; сейчас, с началом новой фазы, развивается Сага Мультивселенной, но не обособленно от старых персонажей – а это прибавляет дополнительных наслоений и пересечений.
Грубо говоря, зритель, который смотрел «Ванда/Вижен», увидел сиквел «Доктора Стрэнджа» несколько другим взглядом (в частности, отпадают вопросы к мотивации Алой Ведьмы). Так же как и зритель, который смотрел (а главное, помнит!) «Невероятного Халка», сейчас получает больше удовольствия от телевизионной «Женщины-Халка».
Какой порог входа будет для следующих «Мстителей»? Несравненно более высокий, чем у первых. Кто-нибудь скажет, что для киновселенной с подобным поп-культурным бэкграундом это не проблема, и преданные фанаты сформировавшегося бренда в любом случае пойдут в кинотеатры, но сборы четвёртого «Тора» (ленты об одном из ветеранов всей линейки) говорят об обратном, не говоря уже о критическом и кассовом провале экспериментальных «Вечных».
Можно сказать, что отлаженная за полтора десятилетия бизнес-модель Кевина Файги сейчас рассеивает сама энтропия – внешняя упорядоченность растворяется в медиахаосе, и во времена перенасыщения контентом массовому зрителю уже некогда проводить дополнительные причинно-следственные цепочки, чтобы посмотреть очередной супергеройский блокбастер на одном уровне с более прошаренным комиксовым гиком.
Тем более что и качество этих самых блокбастеров у MCU неуклонно падает – даже если не обсуждать сломанный (из-за густонаселённости) нарратив и общий художественный уровень, мы зачастую получаем ещё и изуродованную картинку при неадекватно больших бюджетах. Поэтому Файги и Ко явно будут ещё не раз под- и перестраивать свою стратегию. Но вот как именно?
Интрига покруче квантового вопроса из грядущего «Человека-муравья».