Ольга Розанова - яркая звезда русского авангарда. Судьба ей уготовала всего семь лет творчества. Она ушла из жизни, когда ей было всего 32 года.
Тем не менее, имя Ольги Владимировны называют в числе шести амазонок русского авангарда. Назову всех художниц по алфавиту:
- Наталья Гончарова;
- Любовь Попова;
- Ольга Розанова;
- Варвара Степанова;
- Надежда Удальцова;
- Александра Экстер.
Проживи Ольга Розанова чуть дольше, неизвестно, кто стал бы лидером супрематизма - она или Малевич.
Обидно, что имя Розановой очень мало известно. А про её революционную для искусства "Зелёную линию" знают лишь специалисты. А ведь по значению её работа стоит на одном уровне с "Чёрным квадратом".
Для меня Ольга Владимировна Розанова ассоциируется с её необычным и интереснейшим циклом "Игральные карты". Я впервые узнала о серии на выставке "Авангард. На телеге в XXI век".
Подробности я изложила на сайте. Кратко скажу, что написана колода стилизованных карт в 1912-1914 годах. Всего Ольга Владимировна успела создать 15 карт. Шесть "карт" бесследно исчезли, хотя сохранились их описания. Сейчас известно то ли семь, то ли девять игральных карт. Я нашла иллюстрации только семи карт.
Любопытно то, что художница каждую карту "привязала" к конкретному человеку. Я нашла фотографии этих людей, моделей или образов для дам, валетов и королей. Из двух "карт" сделала коллажи. Начнём с дам.
Бубновая дама - Александра Экстер
Предложу две фотографии авангардистки Александры Экстер.
А вот бубновая дама в исполнении Ольги Розановой.
Пиковая дама - Наталья Гончарова
Фотогарфию Натальи Гончаровой показывала в связи с выставкой "Точки зрения".
А вот как она выглядит в представлении Ольги Розановой в образе пиковой дамы.
Теперь валеты.
Трефовый валет
Специалисты связывают розановского трефового валета с именем не художника, но мецената, искусствоведа, коллекционера и фабриканта Левкия Жевержеева. Вот как он выглядел.
А это он в представлении Розановой - трефовый валет.
Валет червей
Мне кажется, самая колоритная карта - валет червей - Алексей Кручёных.
С Кручёных Ольгу Розанову связывали особые, непростые отношения. Да, они были любовниками. Но больше - соратниками. Думаю, что в образе червонного валета больше портретных черт, чем в других картах.
Я потрудилась сделать коллаж.
Трефовый король - Михаил Матюшин
Ещё один герой игральных карт Розановой - художник и музыкант Михаил Матюшин.
Лицо Матюшина послужило моделью короля треф.
Мне кажется, что портретное сходство явно прослеживается.
Совместное изображение королей
Одна карта весьма странная - два короля вместе - бубновый и червонный. Исследователи называют Казимира Малевича в образе бубнового короля и Михаила Ларионова в роли червонного. Сначала карта.
Теперь - Казимир Северинович Малевич
Я не нашла ни единого намёка на лицо патриарха супрематизма в розановской карте.
Ларионов попал на портрет фрагментарно. Выглядывает только один его глаз на карте и он очень даже ларионовский.
Говорят, что таким наложением портретов Ольга Владимировна выразила победу супрематизма Малевича над художественными идеями М.Ларионова.
Любопытную серию игральных карт создала Ольга Владимировна Розанова, не правда ли?
Умерла художница в 1918 году от жесточайшей простуды, возможно, пневмонии или "испанки". Розанова простудилась в Петрограде, когда оформляла празднование годовщины известных октябрьских событий. Её могила в Новодевичьем монастыре утрачена наряду с десятками сотен других захоронений монастыря.
О работах авангардистов я рассказывала в нескольких публикациях. Здесь
и здесь.
Буду ещё играть на нервЬх у почтенной публики, показывая ненавидимое широкими массами глубинного народа авангардное искусство. Я точно знаю, что среди моих читателей достаточно тех, кто его понимает или принимает. Или молча пройдёт мимо. Я ведь и сама Вермеера люблю больше Кандинского.
Обычно я разрешаю всем комментировать свои посты. Для этой статьи делаю исключение - ограничиваю возможность и разрешаю молвить слово только подписчикам.
Спасибо за доброжелательные отзывы! Или хотя бы за лайк!