Недавно, роясь в развалах Сети, наткнулся на эти стихи, написанные человеком с ником alex59:
ВопрОс всё время мучает меня:
где прячут музыку сегодняшнего дня?
Вокруг – туман и не видать ни зги.
Где прячут музыку коварные враги –
враги нетленной человеческой души.
Они на ней паразитируют, как вши.
Их общий предок – цифровой двоичный код.
Их имена звучат, как пошлый анекдот:
адаптер, «флэшка», усилитель, дисковод,
процессор, «комбики»…
А где же те семь нот,
те семь ступеней, по которым Моцарт сам
бежал вприпрыжку, как мальчишка, к небесам,
те семь атлантов, что легко чеканя...
Сильные стихи, поверьте – сам пишу, и кое в чем в этом соображаю. А к мелочам придираться не буду.
И сразу представил себе шестидесятые, аналоговые усилители, появление первых чудовищ под названием синтезатор (они тогда такими и были). Славные и беспощадные были времена! Из сотни рок-групп выживали самые сильнейшие. Дорога к славе и мировому признанию усыпана виртуальными трупами… А то и настоящими. Наркота косила рок-музыкантов налево – направо.
Загляните в КАТАЛОГ, который я создал для вашего удобства: там более ДВУХСОТ рок-групп и рок-музыкантов из 60-х, творчество которых я уже исследовал в рамках принятого мной формата на канале ЮРИЙ КИСЛОВ:
А мы обратимся к шотландцам, первый альбом которых зацепил краешек этого десятилетия…
Они образовались в Глазго в 1969 году и назвали себя BEGGARS OPERA. Название рок-группы – прямой отсыл к пьесе (опере) английского комедиографа Джона Гея «Опера нищего», идею написать которую ему подсказал Джонатан Свифт (тот самый, что про Гулливера). Актуально до сих пор: коррупция, нищета, социальная несправедливость.
А вот вам пара фото Глазго начала семидесятых. Народ жил в откровенных трущобах и в жуткой нищете. Наверное, на выбор названия повлияла и такая обстановка.
Один из основателей команды Рик Гардинер обожал в юности итальянскую оперу, а затем переметнулся в стан рок-н-ролльщиков. Отсюда и главное в творчестве коллектива: смешение всего и всякого. Назовем это квинтэссенцией различных стилей… Но я поторопился.
Итак, тройка друзей, играющих в школьном ансамбле – Рик Гардинер, Мартин Гриффитс и Маршал Эрскин, объединились с Аланом Парком и Раймондом Уилсоном (этих нашли по объявлению в газете).
УЧАСТНИКИ В РАЗНЫЕ ГОДЫ:
Рик Гардинер – гитара
Алан Парк - клавишные
Вирджиния Скотт – клавишные
Мартин Гриффитс – вокал
Маршалл Эрскин – бас-гитара, флейта
Гордон Селлар – бас гитара
Реймонд Уилсон – ударные
Через состав группы проходили Колин Фэрли и Майк Трэвис - ударные и Пит Скотт с Линни Патерсоном - вокал.
Они быстро привлекли внимание публики и музыкальных критиков, поиграв на разного рода площадках. В начале 1970-го контракт с ними на четыре альбома заключил лейбл «Vertigo Records». Интересный был лейбл, замечу я вам. В те времена существовал еще один, подобный «Vertigo» - «Harvest». Так вот: они обожали амбициозных авантюристов, типа COLOSSEUM и MANFRED MANN`S CHAPTER THREE. Чем безрассуднее музыка с их точки зрения – тем лучше.
Их первый альбом 1970 года называется "Act One". О нем можно рассказывать долго, но, понятное дело, лучше послушать целиком. Если вкратце – то это искусная смесь стилей ранних URIAH HEEP, DEEP PURPLE и NICE с добавлением реплик от Баха, Моцарта и Грига. И в тоже время явно и ясно прослеживается стиль собственный, стиль BEGGARS OPERA.
Артистизм исполнения, отличные гитарные вставки, порой пафосные клавиши, много разного рода контрастов и красок. Первая композиция “Poet and Peasant Overture” (Поэт и крестьянин) композитора Суппе, это вообще нечто! Один критик даже съехидничал, что «крестьянин страдает от прирожденной неспособности композитора вовремя остановиться!»
Суппе, между прочим, автор 21 оперетты и 180 балетов и водевилей, но это композиция в исполнении BEGGARS OPERA стала надолго его фишкой.
В общем, как отметили многие, именно так звучал бы рок в XIX веке. Это настоящий, прогрессивный «белый» рок без всяких там примесей. Это впечатляет.
Вслед за альбомом "Act One" в 1971 году вышел сингл “Sarabande”, который при переиздании альбома позднее включили в пластинку. Сарабанда – торжественный придворный танец XIX века, традиционно исполняемый в трехдольном размере. Композиция “Think” на другой стороне сингла, еще больше позволяет раскрыть философию и возможности команды.
“Sarabande” привела в восторг европейцев, а в Германии вообще стала хитом.
Второй альбом "Waters of Change" вышел в 1971 году.
Интересно ностальгическое воспоминание о нем безымянного посетителя Сети, которое я отыскал в развалах:
Я хорошо помню этот альбом. Он появился у меня когда я только начинал слушать музыку, в моей коллекции не было мр3 и размеры ее были на столько скромные, что мне не составляло труда по памяти воспроизвести весь состав.
Где купил «Beggars Opera» "Waters of Change" упорно не помню. Причем покупка была не целенаправленная, т.к. о группе я ничего не знал. Ни до, ни после. Скорее всего мне посоветовали диск в одной из двух точек.
Помню, что сильных восторгов после прослушивания не было, но полюбил альбом особой спокойной любовью. Понимаете, само определение музыки Beggars Opera (прогрессив, арт-рок) практически подразумевает "конструкцию", сложность, помпезность. На деле же оказалось нечто совершенно другое. Прогрессив, от которого не кипит мозг. Арт-рок, не отталкивающий помпезностью клавишных. Редкостное соблюдение пропорций всех составляющих.
Дальше «Beggars Opera» обязаны были стать легендой. Но не сложилось…
Значительно место на этом альбоме занимает Вирджиния Скотт, которую пригласили, как композитора. Но она отличилась игрой на меллотроне, в то время как бас-гитара перешла в руки Гордона Селлара. Меллотрон – это одна из первых попыток внедрения сэмплера: записывается кусок пленки с определенным звучание, а затем нажатием клавиши, извлекается из аппарата: можно тянуть сколько угодно, т.к. пленка крутится в карусели. Группе GENESIS эти эксперименты очень даже понравились… Не знаю, на каком меллотроне играла Вирджиния, но выглядели они в то время вот так:
Многие критики считают этот альбом лучшим в дискографии BEGGARS OPERA. Оценка спорна, хотя ощущается, что музыка команды стала зрелой. Они как бы встали на одну линейку с MOODY BLUES и BARCLAY JAMES HARVEST.
У BEGGARS OPERA появилось много поклонников, и они успешно гастролировали в это время, между записями лонгплеев, в Европе.
Далее был альбом "Pathfinder", где команда перешла на песенный формат, отказавшись от обилия инстументалок, что, в общем-то слушается неожиданно и заставляет лишний раз порадоваться их возможностям. Меллотрон исчез, солидно звучит орган Хаммонда, и песни запоминаются почти сразу: мелодика типичная для британского рока того периода. И это по-прежнему прогрессив.
А вот альбом "Get Your Dog Off Me!" 1974 года во многом разочаровал поклонников. Это поп-рок, несколько утяжеленный, но все-таки поп-рок. В состав вернулась Вирджиния Скотт со своим обожаемым меллотроном. В команде начались разногласия, сложилась нервозная обстановка. Пел Пит Скотт, но что-то там не сложилось, и ему пришлось передать микрофон Линни Патерсону. Во время записей альбома в команде сменился ударник: Уилсон отдал палочки Колину Фэрли. Одним словом «печалька», как модно сегодня говорить.
Лейбл "Vertigo" расстался с командой: они записали на немецком лейбле "Jupiter Records" альбом «Sagittary». Гардинер писал его с Вирджинией, Питом и сессионным барабанщиком Майком Трэвисом. И это был отход от полюбившегося фанам прога.
Я уже не говорю о следующем альбоме "Beggars Can't Be Choosers", который полностью заточен на мейнстриме.
В 1976 году BEGGARS OPERA распались.
В 1980 и в 2007 с разными составами парни записали еще пару альбомов, но всё это уже было совсем нето. Исчез великолепный прог-рок и истинный артистизм, присущий этой рок-группе в конце шестидесятых и начале семидесятых. А жаль.
Великая эра прог-рока исчезла. На слуху были металл, техно, хеви и панк.
Остается добавить, что начиная с 2007 года Гардинер реанимировал группу (да это ли она была? Так, одно название…). До этого, после распада BEGGARS OPERA, он, в конце семидесятых, сотрудничал с разными музыкантами, среди которых стоит отметить Игги Попа и Дэвида Боуи. А в 2007-м, он, взяв в руки гитару, посадил за клавиши свою, теперь уже жену Вирджинию Скотт, а за барабаны - своего сына Тома.
Они записали семь альбомов: это типичный спэйс-рок, чем-то напоминающий в отдельные моменты PINK FLOYD. На любителя, так сказать, хотя есть у них очень даже примечательные вещи. Но я-то в основном пишу о шестидесятых!
ДИСКОГРАФИЯ (ЛОНГПЛЕИ)
1970 — Act One
1971 — Waters Of Change
1972 — Pathfinder
1973 — Get Your Dog Off Me!
1974 — Sagittary
1976 — Beggars Can’t Be Choosers
1980 — Lifeline
2007 — Close to My Heart
2009 — Touching the Edge
2010 — Suddenly Ahead Ahead
2010 — All Tomorows Thinking
2010 — Lose a Life
2011 — Promise in Motion
2012 — Mrs Caligari’s Lighter
2013 — If We Couldn’t Speak
СИНГЛЫ:
1971 — Sarabande/Think
1972 — Hobo/Pathfinder
1973 — Two Timing Woman/Lady Of Hell Fire
1973 — Two Timing Woman/Get Your Dog Off Me
1973 — Classical Gas/Sweet Blossom Woman/Requiem
1974 — Something To Lose/Sagittary
1975 — Freedom Song/Smiling In A Summer Dress
1976 — I’m A Roadie/ Bar Room Pearl
1980 — Lifeline/Now You’re Gone
Прикоснемся и послушаем. Они этого стоят!
А в заключение, если вам не лень, загляните в несколько моих постов, написанных ранее. Вдруг понравятся?
Вот и всё на сегодня… Пока! На канале ЮРИЙ КИСЛОВ есть и будет еще много чего интересного для знающих и начинающих любителей рок-музыки…
Буду вам благодарен ЗА ЛЮБУЮ материальную помощь, если у вас есть возможность помочь дальнейшему развитию канала. Карточка СБЕРА МИР 2202 2008 9258 9803 привязанная к телефону.
Заодно и поощрите мои скромные труды.
С уважением и дружбой