Еще раз повторю тезис о том, что при создании флота нужно ответить на вопрос: "Зачем?". А, потом ответить на вопрос "Как?" Второй вопрос тоже очень немаловажен, ибо...
Ладно, об этом, чуть позже. Пока мы смотрим первые годы советской власти на Черном море. На стапелях стоит несколько недостроенных корпусов. некоторые из них даже сумели насытить механизмами.
Что представляли собой легкие черноморские крейсера, заложенные на Николаевских верфях? Наша любимая "Вики..." пишет:
"В июне 1912 года утверждена «Программа усиленного судостроения флота на 1912—1916 годы», предусматривающая постройку 4 линейных крейсеров типа «Измаил», 4 легких крейсеров типа «Светлана», 36-ти эсминцев типа «Новик» и 12 подводных лодок типа «Барс» для Балтийского флота и 2-х легких крейсеров типа «Светлана» для Черноморского" (и куча статей вторят этой информации)
Правда? А, я-то, наивный, думал, что должны были построить 8 легких крейсеров. Есть другая, почти точная информация:
"В 1913—1914 годах, всего было заложено 8 однотипных лёгких крейсеров: на северных верфях — 4 единицы, типа «Светлана» — для Балтийского моря, а на южных верфях — 4 единицы типа «Адмирал Нахимов» — для Чёрного моря".
Но, господа, "Светлана" и "Адмирал Нахимов", отнюдь не "однотипные" крейсера. Они похожи, но не боле того. Ладно, об этих двух сериях крейсеров чуть позже, а, пока мы просто посмотрим, как, не имея внятной и четкой цели (описанной в адекватной и продуманной доктрине) можно получить из почти адекватного "легкого" крейсера не совсем адекватный "тяжелый" (хоть и ставший гвардейским).
Не обижайтесь, я просто подхожу объективно. Да, речь идет о гвардейском крейсере "Красный Кавказ", который, по формальному признаку, отвечал многим требованиям по высшему разряду, а, фактически...
Да. этот корабль имел самые дальнобойные пушки, имел приличную скорость, и, если брать Вашингтонское соглашение 1922-го года, (к которому СССР никакого отношения не имел), то крейсер был уже не легким (впрочем, это деление достаточно условное). В общем, все, как
в олимпийском спорте: "Citius, Altius, Fortius!". Но, как и в современном спорте, там тоже были свои подводные камин. Впрочем,обо всем по порядку.
Турбины на черноморских крейсерах были почти такие же, как у всех "черноморцев" швейцарские "Браун-Бовери". Швейцарцы, пользуясь своим статусом, очень неплохо устроились, снабжая обе стороны. Цитирую дореволюционный источник (Энциклопедия 1911-1915 года):
"Броун, Бовери и Ко, акцион. общество, изготовляющее паровыя турбины сист. Броун, Бовери-Парсон, имеет заводы в Мангейме (Германия) и Бадене (Швейцария). Заводы Б. строят, гл. обр., турбо-динамо, но ими было построено также и неск. турбинных установок для герм. истребителей-мин-цев. Фирма Б., Б. и К имеет непосредственную связь с Парсоном и обществом "Турбиния" (Берлин), владеющим исключит. правом эксплоатации патентов Парсона для континента". (Ну, вот такой вот "интернационализьм" по капиталистически)
Началась война, и завод в Манхайме стал работать на германца, а, завод в Бадене оказался чуть ли не монополистом в поставке турбин для нашего Черноморского флота. Завод не справлялся,и часть сборочного производства ушло на наши заводы (что было, в общем, неплохо для нас). Но, к сожалению, самые "высокотехнологичные" детали оставались импортными.
Начавшаяся война сильно осложнила доставку чертежей, материалов и механизмов, заказанных в Англии для постройки легких крейсеров. Грузы для России отправлялись, как правило, из Ливерпуля или Лондона на английских и русских пароходах, зафрахтованных английской грузовой компанией «Киттел энд Компани Лимитед» или русским Министерством торговли и промышленности. Путь из Англии в русские порты Архангельск и Сороку (ныне Беломорск) лежал через Ирландское море и далее между Фарерскими и Шетландскими островами в Норвежское море, где уже с 14 августа 1914 г. были развернуты германские подводные лодки. Это расстояние протяженностью более чем 2100 миль зафрахтованные пароходы преодолевали за 9 -10 суток, подвергаясь почти всю первую половину пути опасности атак подводных лодок. В начале 1915 г. положение с морскими перевозками еще более осложнилось: с 18 февраля началась морская подводная блокада Британских островов.
Часть (простых) деталей делалась на местных заводах (но, опять же не на Руссуде, а, на Навале). Правда, потом, часть оборудования англичане с французами вывезли во время интервенции, но это потом...
Принципиальная разница между эсминцами и крейсерами только в котлах, которые у крейсеров проектировались и под нефть, и под уголь. На крейсере такая возможность была (такие котлы занимают больше места в отличие от чисто нефтяных, да и угольные ямы требуют места чуть больше).
21 сентября 1913 г были высочайше утверждены названия крейсеров для Черного моря - "Адмирал Нахимов" и "Адмирал Лазарев". На следующий год, в соответствии с программой спешного усиления Черноморского флота были заключены контракты на постройку еще двух крейсеров - "Адмирал Истомин" и "Адмирал Корнилов".
По проекту, главная артиллерия крейсера — пятнадцать 130-мм дальнобойных орудий с длиной ствола 55 калибров располагалась частично на палубе в 9 щитовых артиллерийских установках (баковое орудие, шесть бортовых, два кормовых) и 6 казематных орудия (по 3 на каждый борт). Скорострельность этих орудий с картузным заряжанием была... не очень высокой. Ресурс 300 выстрелов полным зарядом. В качестве зенитной артиллерии на корабле устанавливались четыре противоаэропланные пушки калибром 63 мм и столько же съемных пулеметов системы «Максим».
Черноморские крейсера были и длиннее (на 8 метров) и шире (на 0,5 метра) своих балтийских собратьев. Полностью данные не привожу, они есть везде (да,и по "Вики..." не хочется "топтаться", в ней все ... как обычно)
На тот момент, когда случилась война Гражданская два крейсера были в достаточно высокой степени готовности. Ит турбины на них стояли, и часть оборудования смогли смонтировать.
В феврале 1919 года «Адмирал Нахимов» захвачен французскими интервентами. В январе 1920 года отбуксирован Вооружёнными силами Юга России в Одессу и там брошен во время эвакуации, ввиду невозможности отбуксировать корабль из порта из-за тяжёлых погодных условий. В феврале 1920 года, после падения белой Одессы, был возвращён в Николаев.
Второй крейсер "Адмирал Лазарев" к июню 1916 года корабль довели до 48 % готовности (от сдаточной). 28 мая при попытке спуска на воду корабль вошел в воду только частью кормовой оконечности. Только через полторы недели, когда поднялась вода в реке, двумя паровозами, шестью домкратами, плавучим краном и мерами по смещению центра тяжести удалось столкнуть будущий крейсер в воду. В январе 1918 года работы по достройке крейсера были прекращены при готовности 55 %. Крейсер вмерз в лед, и его не смогли вывести.
Еще два крейсера остались на стапелях. В общем, это то,что было. А, что стало?