Что случилось с Ростовской киностудией? Этот вопрос мне задают многие, кто знает и помнит, что в Ростове-на-Дону работала старейшая киностудия мира, основанная советским правительством в 1926 году. Многих кинокомпаний Американской фабрики грёз в Голливуде ещё не существовало, а в Ростове-на-Дону уже работала профессиональная киностудия документального кино.
Почему в мирное, сытое время, в новой России с её "скрепами" и так часто упоминаемом патриотизме, государство - всё это транслирующее, посчитало необходимым пустить старейшую киностудию мира - Ростовскую киностудию с молотка? У Ростовской киностудии - 100% государственного предприятия Федерального значения, на момент решения о её приватизации (2013 год) не было долгов, каких-либо претензий со стороны контролирующих органов, здание исправно эксплуатировалось, работал небольшой коллектив, выплачивались зарплаты сотрудникам. Это была единственная профессиональная киностудия на юге России с богатейшей 86-летней кинематографической историей! Что же произошло?
Как человек, проработавший на Ростовской киностудии без малого 19 лет и непосредственный участник всех событий, связанных с последними годами, месяцами и днями работы Ростовской киностудии, я постараюсь ответить на все эти вопросы.
ПРЕДЫСТОРИЯ
В начале 1920-х годов в Ростове-на-Дону силами энтузиастов начали снимать игровые кинофильмы. Как это произошло? В 1924 году на базе Ростовского комсомольского театра начала работу киносекция "ГОСКИНОКОМСОМОЛ" другое её название "ЮВКИНОКОМСОМОЛ" («Юго-восточное краевое издательство Госкинокомсомол»). Сам «Кинокомсомол» начался с КОТа — комсомольского общественного театра, который существовал при Ростовском Центральном клубе молодежи (1924 год). Руководитель театра-студии Мануэль Большинцов, его помощник актёр и кинооператор Саша Грисенко (будущий лётчик-герой ВОВ) и группа комсомольцев решили запечатлеть свои постановки на киноплёнку в виде игровых кинофильмов. Они сняли картины "Следопыты", "Похождение Ваньки гвоздя",, "Коммунист" (другое название "Русский газ") и "Приказ №". В двух картинах Госкинокомсомола снялся горячий сподвижник ростовского кино Семён Брюмер ("Коммунист" и "Приказ №").
В 1924 году Ростовское отделение СОВКИНО приобрело фабрику бывшего «Кинокомсомола», где ростовские энтузиасты М. Большинцов, А. Грисенко и другие снимали экспериментальные художественные кинофильмы новой социалистической России, но теперь начались съёмки и выпуск на экраны хроникально-документальных короткометражек на производственные и сельскохозяйственные темы.
С 1925 года кино-корреспондентский пункт треста «Совкинохроника» (позже – кинофабрика) размещались по улице Пушкинская, дом: 174, в Ростове-на-Дону - в маленьком домике, а потом в этом же здании организовали Ростовский киномеханический завод кинотехники.
В 1926 году на базе «Госкинокомсомола» постановлением Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) № 35 от 28.09.1926 г. создана «Ростовская-на-Дону студия кинохроники». Но официально датой ее образования стали считать 27 марта 1927 года, когда вышел первый номер киножурнала «Северный Кавказ». С тех пор на экраны страны было выпущено несколько тысяч киножурналов и сотни хроникально-документальных фильмов, входящих сегодня в основу кинолетописи России.
Нам удалось установить, что в довоенное (до июня 1941 года) время, на Ростовской студии кинохроники работали свыше 30 творческих работников (не считая другой персонал) - большая часть из них - кинооператоры, ассистенты кинооператоров, осветители, также монтажёры, музоформители, звукооператоры, режиссёры, редакторы, сценаристы. Это такие имена как: С. Брюмер, А Голод, П. Филин, Ненашев, Мечковский, Гузенко, Вершинин, В. Степанов, Л. Степанова, А. Каиров, Г. Попов, В. Пятов, Б. Маневич, Л. Мазрухо, В. Петров, Н. Караушев, Авдеенко, Т. Бунимович, С. Ренский, Д. Блок, П. Славинский, М. Пойченко, В. Василенко, А Литвин, Г. Асланов, Г. Хачатурян, М. Плоскин, М. Лившиц, А. Смолка, Б. Шупляк, Д. Шоломович... Мы продолжаем вести сложную работу по установлению имён, биографий всех, кто работал на Ростовской студии кинохроники.
В годы Великой Отечественной войны, в связи с событиями на фронтах, студия из Ростова-на-Дону в октябре 1941 года под руководством директора Д. Дальского и главного инженера Авраама Лазаревича Дербаремдикера (1915-2009), эвакуируется в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ). В эвакуации в тяжелейших производственных условиях, коллектив Ростовской киностудии без перебоев выпускал кинопродукцию до конца 1945 года. В этот период коллективом Ростовской киностудии за год производилось по 24 киножурнала (каждый по 10 минут) и около 5 документальных фильмов.
При приближении линии фронта к Северной Осетии, оборудование и киноархив Ростовской киностудии были вывезены из г. Орджоникидзе в г. Тбилиси Грузинской ССР по Военно-грузинской дороге.
Аппаратура и имеющийся на тот момент архив студии были переданы киностудии «Грузия-фильм». Позднее Ростовская киностудия и её оборудование были вновь возвращены в г. Орджоникидзе (г. Владикавказ). Однако до конца нами не установлено - все ли кино-архивы Ростовской киностудии периода 1927-1941 годов были возвращены из хранилищ Тбилисской киностудии "Грузия-фильм" обратно в г. Ростов-на-Дону на Ростовскую киностудию. Всё же шла война и это было единое государство - СССР. Вполне возможно, что часть киноматериалов Ростовской киностудии по сей день хранится в Грузии...
В 1945 году Ростовская киностудия возвращается в разрушенный нацистами и освобождённый Красной Армией Ростов-на-Дону и располагается в одном из помещений на территории колбасного завода (проспект Будённовский, дом 99). Иных помещений, мало-мальски пригодных для кинопроизводства в сильно разрушенном Ростове не было. В 1950 году коллектив Ростовской киностудии и всё оборудование вновь пришлось перевозить в г. Орджоникидзе, так как колбасный завод отказал в помещениях, а других подходящих зданий в пострадавшем от немецкой оккупации Ростове-на-Дону не нашлось…
В 1946 году на базе Ростовской киностудии в г. Орджоникидзе (ныне г. Владикавказ) образуется новая киностудия – Северо-Кавказская и территории, входящие в программу "Кинолетопись СССР", обслуживаемые ранее Ростовской киностудией передаются ей. А в сферу интересов (регион обслуживания по программе «Кинолетопись») Ростовской киностудии (кинохроники) попадают Тульская, Орловская, Курская, Белгородская, Воронежская и Липецкая области. Начинается выпуск киножурнала «ВРЕМЯ» (каждый по 10 минут, до 24 номеров в год), позднее переименованный как «Время и Люди», в котором на регулярной основе в виде кинопериодики освещается жизнь этих регионов.
В государственном киноархиве РГАКФД (г. Красногорск) хранятся 16 номеров киножурнала "Советский юг" за 1949 год. В кадре события Ростова-на-Дону, ростовской области, Крыма, Ставрополья, Краснодарского края, Орловской области, Северного Кавказа, Новороссийск, Пятигорск, Воронежская область - производство Ростовской студии кинохроники.
В 1952 году Ростовская киностудия снова возвращается в г. Ростов-на-Дону и располагается в здании общежития педагогического института (пр. Ленина, 46/2) и только в 1953 году Ростовская киностудия, её творческо-производственный коллектив, переезжают уже окончательно в новое – специально построенное под киностудию современное производственное здание по улице Красноармейская, дом 94.
Новое трёхэтажное здание Ростовской киностудии было возведено в центральной части города, богато украшено капителями с растительными орнаментами и многофигурными композициями-барельефами, официально не стояло на государственной охране как памятник архитектуры, несмотря на то, что было спроектировано одним из выдающихся ростовских архитекторов XX века Львом Эбергом. Барельефы на фасаде выполнены известным ростовским скульптором Виктором Бариновым, они изображали героев древнегреческих мифов, рабочих, крестьян, школьников и военных.
СПРАВКА:
С полным кинематографическим наследием Ростовской киностудии, а это около 3898 наименований документальных кинофильмов (из них обще-экранных документальных фильмов около 360 наименований) и хроникальных киножурналов (около 3538), можно ознакомиться по нижеуказанным официальным адресам, где все эти фильмы (негативы, оригиналы магнитных фонограмм, оригиналы оптических фонограмм, готовые позитивные копии, монтажные листы) находятся на хранении.
1. Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД, г. Красногорск) http://rgakfd.ru
Большая и основная часть оригиналов кинонегативов и позитивных фильмокопий (киноплёнка 35мм) документальных кинофильмов и хроникальных киножурналов (кино-периодики – всего около 3538 номеров за период с 1951 по 2002 год) таких наименований: «По Дону и Кубани» (1406 номеров), «Время» (816 номеров), «Новости недели» (785 номеров), «Время и люди» (146 номеров), «Земля родная» (339 номеров), «Межобластной киножурнал» (46 номеров), а также обще-экранные документальные кинофильмы Ростовской киностудии, произведённые с 1927 по 2008 год, находятся на хранении в РГАКФД. Электронный кинокаталог РГАКФД: http://old.rgakfd.ru/catalog/films/
2. Другая - значительная часть документальных кинофильмов и кинопериодики указанных выше наименований Ростовской киностудии (исходные кинонегативы и позитивные копии 35мм киноплёнки) находится на хранении в ГОСФИЛЬМОФОНДЕ РФ, г. Домодедово, мкр. Белые Столбы. сайт: http://gosfilmofond.ru
КРАТКАЯ ТВОРЧЕСКО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Ростовской киностудии:
27 марта 1927 года на экраны республики вышел первый номер киножурнала «Северный Кавказ». Это является датой образования Ростовской студии кинохроники. С тех пор на экраны страны было выпущено несколько тысяч киножурналов и сотни хроникально-документальных фильмов, входящих сегодня в основу кинолетописи России.
Все наиболее значимые события, чем жил не только Северо-Кавказский край, но и Крым, центр России - всё снимали тогда Ростовские документалисты. На Ростовской киностудии с конца 1920-х начали отсчёт своей творческой кинематографической деятельности режиссёр и кинооператор Леон Мазрухо, кинооператор Кенан Кутуб-Заде, режиссёр и кинооператор Борис Маневич, кинооператор Николай Подгорный и другие мастера. Позднее, в послевоенные годы, уже после образования Ростовской области и Краснодарского края, здесь много и плодотворно трудились Георгий Попов, Гай Асланов, Асланбек Каиров, Михаил Пойченко, Фаина Минухина, Гарегин Хачатурян… Многим из них выпало в годы войны служить во фронтовых киногруппах, и каждый был отмечен боевыми наградами, оставив в летописи Великой Отечественной бесценные для нашей и мировой истории кадры кинохроники.
Леон Мазрухо за съёмки горящей Варшавы и поверженного Берлина был отмечен Сталинской премией, позднее стал Заслуженным деятелем искусств РСФСР. Этого же звания был удостоен и Борис Маневич, снятые им на Северном флоте боевые эпизоды тоже в Золотом фонде исторической кинолетописи страны. Кадры, снятые Кенаном Кутуб-Заде в освобожденном Освенциме, стали свидетелями обвинения на Нюрнбергском процессе. Известны всем нам и исторические кадры Севастопольской обороны, которые снял Александр Смолка…
Эстафету прославленных мастеров, ветеранов кино, подхватило молодое послевоенное поколение ростовских кинематографистов. Они так же, как и их учителя, вдохновенно отдаваясь любимому делу, снимали всё, чем жил не только наш регион, но и вся страна. Основные темы: экономическая, мораль и нравственность, культура, социальные и национальные проблемы, искусство и литература, народное творчество, промышленность и сельское хозяйство. В 1970–1980 годы студия прославилась новым взглядом на кинопублицистику, заново открыв этот жанр для многих кинематографистов в неожиданно острой, смелой и злободневной фактуре. Много внимания уделялось Михаилу Шолохову: в разный период его жизни о нем было снято несколько фильмов.
После войны наряду с уже известными в стране киношколами – московской и ленинградской – окончательно складывается южно-российская школа документального кино, флагманом которой и являлось Ростовская киностудия. В 1987 году за заслуги в развитии советского киноискусства и в честь 60-летнего юбилея она удостаивается Правительственной наградой – орденом «Знак Почёта», у нее появляется свое Знамя. В этот юбилейный год студия выпускает на экраны 72 хроникальных киножурнала по 10 минут каждый и свыше 30 документальных кинофильмов. У Ростовской киностудии в 1987 году было несколько постоянно действующих кино-корреспондентских пунктов (филиалов) со своим штатом сотрудников, например в таких городах как: г. Краснодар, г. Воронеж, г. Белгород, г. Курск, г. Липецк, г. Тула...
В регионы, в которых Ростовская киностудия создавала на регулярной основе кинопериодику по Федеральной программе «Кинолетопись России» (до ликвидации самой программы в 2007 году) входило 13 субъектов России, такие области как: Калужская, Тульская, Рязанская, Брянская, Орловская, Липецкая, Тамбовская, Курская, Воронежская, Белгородская, Ростовская, а также Краснодарский край и весь Северный Кавказ. В этих регионах на регулярной основе снималась бесценная кинолетопись страны, на "вечный" материал - ч/б киноплёнка на серебряной светочувствительной основе. Ни один носитель информации даже в XXI веке не может конкурировать с киноплёнкой по степени сохранности и доступности материала без электричества, без компьютеров и цифровых носителей. Сегодня эти киноматериалы широко используются историками, кинематографистами, краеведами, просто обычными гражданами и альтернативы им нет.
Ростовская киностудия, помимо журнальной кинопериодики (кинолетописи) ежегодно выпускала документальные фильмы всех видов и жанров: научно-популярные, образовательные, фильмы-портреты, снимались сюжеты для всесоюзного сатирического киножурнала "ФИТИЛЬ", а также производилась кинопродукция по заказу различных министерств, ведомств СССР и РСФСР. Ростовская киностудия становится базой – учебной площадкой и точкой профессионального роста для всех кинолюбителей региона, многие из которых, потом пришли на студию, обучались на реальном кинопроизводстве разным профессиям, получали профессиональную государственную тарификацию. Талантливая молодёжь по специальному направлению от студии получала возможность бесплатного обучения профессиям кинооператор, режиссёр, сценарист во Всесоюзном государственном институте кинематографии имени С. Герасимова (ВГИК, г. Москва).
Вплоть до конца 1990-х по числу погонных метров киноплёнки выпущенных кинофильмов, т.е. по количеству произведённой кинопродукции, Ростовская киностудия была третьей в стране (из 17 киностудий документального кино) кино-производящей производственной студией документального кино – после Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ г. Москва) и Ленинградской студии документальных фильмов (ЛЕНДОК г. Ленинград).
В непростые для страны, культуры и кинематографа "клятые" нынешними "патриотами" 1990-е, Ростовская киностудия ежегодно производила по заказу государства свыше 100 единиц кинохроникальных журналов и документальных фильмов на киноплёнке. У государства находились на это средства. И положение наше тогда было куда лучше, нежели в «сытые нулевые» – при "патриотической и заботящейся о культуре власти". Например, уже в "жирном и сытом" для России 2008 году мы имели в производстве всего 3 короткометражных видеофильма (киноплёнку чиновники убрали из кинопроизводства). А потом нам и вовсе отказали в государственном финансировании. При этом де-юре киностудия принадлежала государству Российская Федерация. Но оно в XXI веке оказалось злой мачехой для регионального кинематографа некогда великой страны. Началось многоэтапное "реформирование" всех киностудий России (кроме Мосфильма) с неясными целями и задачами. Однако чиновники Министерства культуры, других органов власти и сам формальный собственник в лице Росимущества клятвенно заверяли нас в том, что всё это осуществляется исключительно ради развития и процветания отечественного кинематографа… А что в итоге произошло на самом деле? А вот что.
ИСТОРИЯ «РАЗВАЛА» КИНОСТУДИИ
В 2003 году на основании распоряжения Минимущества РФ №3745-Р от 29.12.2001 и в соответствии с Приказом Министерства культуры РФ №836 от 11.07.2003 «Государственное предприятие Ростовская киностудия» реорганизуется в ФГУП «Фильмофонд Ростовской киностудии», сотрудники увольняются «по собственному желанию» и принимаются во вновь созданное ФГУП «ТПО «Ростовская киностудия», которая образуется как выделенная структура, но в тех же стенах, что и «ГП Ростовская киностудия», по тому же юридическому адресу (ул. Красноармейская, 94), что и прежде и со всеми основными средствами «ГП Ростовская киностудия».
В 2003 году Министерство имущественных отношений РФ издаёт распоряжение №3873-Р от 08.09.2003 о подготовке ФГУП «ТПО «Ростовская киностудия» к приватизации, даны поручения к преобразованию киностудии в открытое акционерное общество.
В 2005 году на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, территориального Управления Федеральным имуществом по ростовской области за № 1017-Р от 12.08.2005 ФГУП «ТПО «Ростовская киностудия» преобразована в ОАО «ТПО «Ростовская киностудия». 100 % акций переданы в управление государству в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
В 2006 году руководство студии совместно с Министерством культуры РФ – зам. Министра Голутва А.А. направило в правительство РФ Предложение об исключении акций ОАО «ТПО «Ростовская киностудия», находящихся в Федеральной собственности из проекта прогнозного плана приватизации федерального имущества, обосновав это предложение интересами государства в сохранении крупнейшей и единственной на Юге России киностудии с 79-летней историей, которая ведёт кинолетопись огромного региона, а также сохраняет производство документальных фильмов разных видов и жанров.
С 2007 года, когда получение субсидий на производство кинофильмов стало связано с обязательным участием студии в конкурсных торгах, а затем и с необходимостью поиска спонсоров для обеспечения 100% сметной стоимости, при том, что системы проката документального кино государством - единственным собственником киностудии, по прежнему не было обеспечено, объём производства на киностудии резко упал. В этом периоде времени не удалось обновить съёмочную, монтажную и звукозаписывающую технику, так как деньги на эти цели государство не выделяло, а в связи с переходом госзаказа на цифровое кинопроизводство, а также изношенный парк автомашин для организации съёмок, возможности киностудии были ограничены. В 2009 году киностудия впервые за свою 83-летнюю историю осталась без госзаказа, творческо-производственному коллективу Ростовской студии отказали в участии в конкурсных торгах, не допустив заявки студии даже к самому конкурсу по надуманным формальным основаниям – в конкурсных документах вместо «адрес предприятия», было указано: «местоположение предприятия» (как это было прописано в предыдущих формах конкурсной документации), что стало основанием отказа в допуске к торгам по мнению чиновников Министерства культуры РФ.
Фильм 2008 года - Ростовская киностудия, её сотрудники, праздник День Российского кино: https://rutube.ru/video/9e9349f19db3c09237cf377357d7c9b9/
С 2005 года Профсоюзная организация Ростовской киностудии, творческие работники пишут ряд писем в Федеральные структуры, от которых зависит судьба студии, предлагаются вполне реальные, основанные на рыночных механизмах пути развития студии, в том числе по предложению творческого сотрудника киностудии, члена Союза кинематографистов России - И.Г. Даурова - в направлении обкатки новейших российских технологий съёмки и производства 3D фильмов – совместно с НИКФИ (Научно-исследовательский кино-фото институт, г. Москва). В Минкультуры РФ создана межведомственная рабочая группа для определения основных направлений, концепции развития и реформирования киноотрасли. Получена предварительная положительная оценка экспертов по предложению о создании на базе Ростовской киностудии, в её стенах экспериментальной Южно-российской студии объёмного кино (стереокино и голографии) - как производственной площадки совместно с НИКФИ (г. Москва) для обкатки новейших инновационных российских разработок в сфере объёмного кино и голографии, о чём нам в своём письме от 30 декабря 2008 года сообщил заместитель министра культуры РФ А.А. Голутва.
В этом же 2008 году Минкультуры РФ письменно за подписью зам. Министра А.А. Голутвы на наш запрос сообщило нам, что цитата: «ФЗ от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не предусмотрена возможность приватизации находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ с установлением обязательств по сохранению профиля их деятельности». Также в письме сообщалось, что: «29 апреля 2008 года в Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом под председательством зам. Руководителя Росимущества Ю.М. Медведева состоялось совещание, на котором было принято решение приостановить приватизацию находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, осуществляющих деятельность в сфере кинопроизводства. Процедуры в отношении продажи акций ОАО «ТПО «Ростовская киностудия» и других государственных киностудий приостановлены. Минкультуры РФ совместно с Минэконом развития РФ и Росимуществом прорабатывают механизмы дальнейшего развития киностудий, собственником 100% акций которых является государство РФ, при этом первоочередной задачей будет являться сохранение профиля деятельности киностудий после приватизации 100% акций».
Примечательно ещё и то, что в документе Правительства РФ (за подписью Председателя правительства Путина В.В. (РАСПОРЯЖЕНИЕ от 27 ноября 2010 г. N 2102-р) под названием «ПРОГРАММА ПРИВАТИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА», в числе прочих федеральных и муниципальных предприятий, которые подлежат приватизации, Киностудии вынесены в раздел «Не производственная сфера». Т.е. в этом документе есть такие разделы как Оборонный комплекс, Рыболовство, Нефтегазовый комплекс, Наука, Металлургическая промышленность и т.д. Но все региональные киностудии стоят к продаже в разделе «Не производственная сфера» в одном ряду с Центрами дезинфекции, Пермской конторой судовых ресторанов, Бюро Мебельбыт, Санаторий Жемчужина, Центр санитарии и гигиены, Дорожно-лизинговая компания, Центр метрологии и т.д.
Итак, в Правительственном плане РФ приватизации на 2010-2013 год стоят: Западно-Сибирская киностудия, г. Новосибирск; Казанская киностудия, г. Казань; Свердловская киностудия, г. Екатеринбург; Творческо-производственное объединение "Ростовская киностудия", г. Ростов-на-Дону; Творческо-производственное объединение "Санкт-Петербургская студия документальных фильмов", г. Санкт-Петербург; Творческо-производственное объединение "Северо-Кавказская студия кинохроники", г. Владикавказ, Республика Северная Осетия - Алания.
Т.е. вот с точки зрения истории (ведь этот документ будут исследовать историки, а они работают с письменными источниками – с документами), потомки будут разбираться в причинах всего этого – почему, как, исчезли киностудии, возьмут этот документ за подписью В.В. Путина, в котором 75 страниц и всё это увидят. Но с этим надо разобраться, это надо исправлять, ведь в этом документе и тех событий, что на основе него потом последовали – продажа и исчезновение старейших в России и мире киностудий - это и есть для историка, для исследователя наглядный показатель отношения государства к культуре, к духовному и культурно-историческому наследию народа – т.е. где этому всему место по мнению власти того периода истории России – возле центров дезинфекции, т.е. такая же значимость, ценность - так свидетельствует этот документ… Но исправлять нужно, разумеется, не текст документа, а исправлять последствия его применения. Т.е. студии восстанавливать, возрождать. Строить заново, так как у Ростовской, к примеру, и здания уже нет – новый собственник его торопливо снёс и выстроил на её месте "элитную" высотную коммерческую недвижимость…
В 2011 году прошёл аукцион по продаже 100% акций ОАО «ТПО «Ростовская киностудия», он признан не состоявшимся, так как не было заявлено ни одного участника аукциона. В этом же году на наше обращение Росимущество РФ в официальном письме нам ответило: «Находящиеся в федеральной собственности 100% акций ОАО «ТПО «Ростовская киностудия» подлежат приватизации в 2011-2013г.г. в соответствии с планом (программой) приватизации федерального имущества, утверждённом распоряжением правительства РФ от 27.11.2010г. №2102-р. Включение акций ОАО «ТПО «Ростовская киностудия» в этот план приватизации согласовано со всеми федеральными органами исполнительной власти, в том числе с Министерством культуры РФ. Разработка указанного плана приватизации осуществлялась в соответствии с основными направлениями внутренней политики Российской Федерации, определёнными президентом РФ, а также в соответствии с принятыми правительством РФ программами социально-экономического развития РФ, задачами государственной политики, одной из которых является сокращение государственного сектора экономики в целях развития и стимулирования инновационных инициатив частных инвесторов, в связи с чем ОАО «ТПО «Ростовская киностудия» и была включена в план приватизации на 2011-2013 годы.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с поручением Минэкономразвития РФ (протокол совещания у Министра экономического развития РФ Э.С. Набиуллиной от 15.10.2011 № 67-ЭН) продажа акций, созданных в рамках реализации Указа президента РФ от 04.04.2011 № 389 «О реорганизации федеральных государственных киностудий», открытых акционерных обществ, включённых в прогнозный план приватизации 2011-2013г. приостановлена».
Моё примечание:
Необходимо отметить ещё один факт. Никем не отменялся ФЗ от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ, из которого следует:
Статья 16. Обязательное условие приватизации организаций кинематографии. Обязательным условием приватизации организаций кинематографии является сохранение кинематографической деятельности в качестве основного вида деятельности приватизируемой организации кинематографии.
Статья 17. Ограничения на приватизацию организаций кинематографии. Не подлежат приватизации организации кинематографии, специализирующиеся на показе фильмов для детей. Не подлежит приватизации организация кинематографии, осуществляющая показ фильмов и являющаяся единственной организацией кинематографии в данном населенном пункте.
А Ростовская киностудия была единственным в ЮФО кинопредприятием такого рода с более чем 80-летней историей. Кроме того, Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 244-ФЗ в пункт 4 статьи 30 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 2 сентября 2013 г.
4. Обязательным условием приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (за исключением объектов, указанных в статье 30.1 настоящего Федерального закона) является сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации таких объектов, но не более чем в течение пяти лет со дня перехода прав на приватизируемое имущество к его приобретателю в порядке приватизации, а объектов социальной инфраструктуры для детей не более чем в течение десяти лет.
В случае нарушения собственником условия о сохранении назначения приватизированного объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения в течение указанного срока органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском об изъятии посредством выкупа такого объекта для муниципальных нужд.
ПРОДАЖА 100% АКЦИЙ
24.09.2013 решением (об условиях приватизации ОАО «ТПО «Ростовская киностудия») Федерального агентства по управлению государственным имуществом и утверждённым им распоряжением от 26.07.2013г. №948-р, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области провело аукцион по продаже 100% акций ОАО «ТПО «Ростовская киностудия» путём торгов в ходе открытого аукциона.
В ходе открытых торгов (принимало участие два участника) 100 % акций ОАО «ТПО «Ростовская киностудия» было продано частному лицу – бывшему вице-губернатору Краснодарского края А.Ю. Агафонову за 53 800 000 рублей. Вскоре собственник объявил коллективу киностудии о том, что не планирует сохранение в какой-либо форме кинопроизводства, так как это нерентабельно, неперспективно, экономически нецелесообразно. Мы были предупреждены об увольнении, через 2 месяца все сотрудники были уволены, согласно ТК РФ «по сокращению штата». Нам сообщили, что теперь после реконструкции и надстройки одного или двух этажей здесь будет офисное здание.
Но в ноябре 2014г. ОНФ по Ростовской области опубликовал в СМИ информацию о том, что (по мнению экспертов) Ростовская киностудия была продана по заниженной (в 3 раза) цене. А в феврале 2015 года, т.е. через три месяца собственник под выходные сносит здание Ростовской киностудии под корень. Концы в воду. А в прессе начинает появляться дезинформация, что здание Ростовской киностудии угрожало здоровью и безопасности граждан, было аварийным и т.д. Напомню, что здание по Красноармейской, 94 было построено в 1952 году и было крепким, речь об его аварийности никогда и ни в каком виде не возникала. Да и на момент продажи – октябрь 2013 года – оно не было признано аварийным, а продано как совершенно функциональное и полностью функционировавшее предприятие. Хотя уже у нового собственника здание простояло с лета 2014 года – в зиму 2015 без крыши, а внутри были порушены стены – видимо готовили под реконструкцию, но в связи с шумихой, поднятой ОНФ, решили снести под корень…
На этом месте собственником планируется возведение многоэтажного жилого элитного комплекса с офисными помещениями на первых этажах, выкуплена территория рядом, которая в конце 1980-х была официально отдана студии под застройку нового современного производственного здания студии игровых фильмов, тогда советской властью был утверждён проект и смета. Но готовому к реализации и утверждённому в сметах и чертежах проекту не было суждено реализоваться из-за известных событий начала 90-х.
Хотелось бы развеять многочисленные мифы, блуждающие в прессе за прошедший с момента ликвидации киностудии период. Писалось, что якобы всё (или многое) из кинематографического наследия Ростовской киностудии (фильмы, киноплёнка), которые хранились непосредственно в здании самой киностудии, всё это уничтожено, утеряно навсегда. Это не совсем так. Кинематографисты знают, что каждый из выпускаемых кинофильмов имел от нескольких до сотен и даже тысяч копий, тиражируемых студиями на киноплёнке, необходимых для показа в сети кинотеатров до цифрового периода. В хранилищах Ростовской киностудии действительно были копии наших кинофильмов и киножурналов, которые руководство студии в ходе череды смен юридического статуса, вынуждено было утилизировать. Мы не имели права хранить у себя эти фильмы, государство лишило нас юридически права пользоваться своими же фильмовыми материалами, произведёнными киностудией до 2005 года. А денег на переправку этих киноархивов в соответствующие хранилища государство не выделило.
В итоге что-то пошло на смыв и серебро, что-то было утилизировано. Все эти копии киностудия хранила у себя многие годы только для того, чтобы иметь свой собственный архив и при необходимости использования своих же материалов прошлых лет, всякий раз не обращаться в РГАКФД или Госфильмофонд, так как эти организации требовали немалые суммы за предоставление копий, даже с производителей этих кинофильмов. Главное, что все эти фильмы, хранящиеся на Ростовской киностудии, были копиями, а не оригиналами. А исходные негативы всех производимых Ростовской киностудией кинофильмов, а также их оригинальные позитивы, по требованию государства передавались нами в обязательном порядке на хранение в указанные киноархивы.
Конечно жаль, что нам не удалось сохранить все эти хранящиеся на самой Ростовской киностудии, часто не очень хорошего качества (контрольные копии) фильмокопии. Однако мы сумели оцифровать своими скромными силами, на своём собственном частном оборудовании определённую (малую) часть студийных киноматериалов, так как слишком огромен был этот студийный "фонд" Ростовской киностудии. Эти материалы мы выкладываем на RUTUBE, там силами энтузиастов, силами Попечительского совета Ростовской киностудии, создана страница: Ордена "Знак Почёта" Ростовская киностудия: https://rutube.ru/channel/26365996/
А сегодня, чтобы ознакомиться с кинематографическим наследием Ростовской киностудии, необходимо заплатить киноархивам немалую сумму за оцифровку этих материалов. Но нам удалось всё же кое-что из этих копий сохранить. В 2013 году профсоюзный комитет киностудии совместно с её руководством, передали в Ростовское областное отделение Союза кинематографистов России 300 частей копий кинофильмов Ростовской киностудии на киноплёнке, а также сохранившиеся фото и другие исторические артефакты, музейную кинотехнику и документы, дипломы, призы и награды кинофестивалей, весь музейный архив киностудии и её Знамя.
В 2015 году силами моих коллег и ростовских энтузиастов кино, был создан сайт истории Ордена «Знак Почёта» Ростовская киностудия, которого у неё никогда не было. Вот его адрес в сети Интернет: http://rostov-filmstudio.ru/ Позднее мы создали страницу с кинофильмами студии на отечественном ресурсе RUTUBE: https://rutube.ru/channel/26365996/ Просим всех энтузиастов и любителей документального кино, у кого на руках имеются копии кинофильмов Ростовской киностудии, поделиться с нами этими материалами, мы разместим их на своём сайте.
А сегодня нам - всем, кто работал на киностудии в разные годы, хотелось бы получить от соответствующих органов правовую, юридическую и культурно-историческую оценку целесообразности действий чиновников разных уровней, приведших к исчезновению с лица Земли старейшей киностудии мира. Почему, несмотря на наличие прямых Федеральных законов, поручений Правительства РФ, рекомендаций Министерства культуры РФ и иных документов, запрещающих или не рекомендующих приватизацию таких организаций кинематографии и культуры, или запрещающих менять профиль деятельности после приватизации, это всё же произошло?
Горько и печально осознавать тот факт, что именитые кинематографисты, чья судьба, чей большой путь в кино начинался на Ростовской киностудии, не возвысили свой голос в защиту своей Альма-матер. Я не знаю что должен был сделать, к примеру Клим Анатольевич Лаврентьев - заместитель Председателя Союза Кинематографистов России, заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист Российской Федерации, который начинал свой творческий путь в кино как кинорежиссёр Ростовской киностудии, снявший великие картины, прославившие студию и за пределами России - "Железный всходы", " Трудный хлеб", как он мог возвысить свой безусловно авторитетный голос в защиту Ростовской киностудии, не знаю. Но я был свидетелем отчаянного стыда и не покидающего ощущения внутреннего позора, когда Клим Анатольевич на реплику о спасении ещё существующей киностудии практически выкрикнул - Да забудьте вы про Ростовскую киностудию!!! Создавайте свою, в ростовском отделении Союза Кинематографистов... И? 86 лет истории, Знамя студии, Орден "Знак Почёта", всё это предлагалось забыть, чтобы что? Организовать очередное безродное "ООО Рога и копыта", каких в городе десятки, а в России, что-то клепающие под видом деятельности "кино и видео производство" тысячи? И предлагалось это сделать в подвале Дома кино, с низкими потолками, не соответствующими пожарной и санитарной безопасности, регулярно заливаемым сточными водами и фекалиями, предлагалось кинематографистом, который понимал, что такое профессиональное кинопроизводство, какие необходимы помещения, аппаратура, средства... А в центре Ростова-на-Дону в это же самое время тихо умирала Ростовская киностудия, преданная, забытая, отринутая тем, кому она всё дала в жизни, всё... Конечно, никакой киностудии, даже в рамках "подвал-фильма" организовать нам своими силами не удалось ввиду объективных причин.
14 апреля 2015 года, уже после сноса здания киностудии, на «Мосфильме» состоялся круглый стол Общероссийского народного фронта с повесткой дня «Проблемы приватизации российских киностудий». В дискуссии приняли участие сопредседатели ОНФ С. Говорухин, К. Шахназаров, члены Центрального штаба ОНФ, представители Министерства культуры, Минобрнауки, депутаты Госдумы, деятели культуры, эксперты.
Кинорежиссёр Станислав Говорухин заявил тогда: «Приватизация и жульничество давно стали синонимами. И в нынешних условиях приватизация другой не будет». Кинорежиссер-документалист Сергей Мирошниченко отметил: «Киностудии могут существовать и в провинции. Да, это другие масштабы, но это нужно обществу».
Принципиальная позиция ОНФ заключается в том, что государство должно встроить региональные киностудии в воспитательно-патриотическую работу. Малые госкиностудии способны стать центрами культурного роста для талантливой молодежи, начинающих режиссеров и операторов, воспитывать их в духе оптимистичного взгляда на российскую действительность, а не нацеливать на производство «конкурсного» кино, отражающего ее исключительно в негативных, унылых тонах.
По мнению активистов ОНФ, государство должно развивать и поддерживать не только игровое, но и документальное, научно-популярное, учебное, детское кино. И оказывать поддержку государственным киностудиям нужно не только в виде распределения средств на возмещение расходов, связанных с производством и прокатом национальных фильмов (как делает Фонд кино), но и посредством размещения госзаказа. Государство может формировать госзаказ для региональных киностудий на короткометражные, документальные, научно-популярные, учебные, детские фильмы, на социально значимую тематику, социальную рекламу.
Из пресс-релиза круглого стола ОНФ: «Волну общественного возмущения вызвала ликвидация Ростовской киностудии, существовавшей более 85 лет – с 1926 по 2013 г. Здесь первыми в России придумали новый способ съёмок кино в формате 3D, планировалось создание студии объёмного кино и голографии. На всем этом поставили крест, когда киностудия была передана в частные руки за бесценок. Земельный участок в центре Ростова-на-Дону общей площадью 2390 кв. м оказался для местных властей привлекательнее перспектив развития киностудии. По имеющейся информации, здесь собираются строить коммерческую недвижимость».
На том заседании Общероссийского Народного Фронта я, по поручению моих коллег, выступил с докладом и подробно рассказал его участникам о судьбе Ростовской киностудии. В итоге этой дискуссии, чиновник от Правительства РФ «под протокол и камеры» признал: «Решение о приватизации киностудий было ошибочным». Но ошибки ведь следует исправлять, не так ли? Исправлять их, по нашему мнению, должны те центральные Федеральные структуры и органы власти, которые и принимали решение о приватизации Ростовской киностудии.
Официальная (согласно сведениям Федеральной налоговой службы РФ), история юридического лица Ростовской киностудии:
1. ГП Ростовская киностудия (ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ РОСТОВСКАЯ КИНОСТУДИЯ), Учредитель: Министерство культуры РФ. Адрес юр. Лица: Красноармейская, 94, директор З.В. Кашаева (регистрация 18.11. 2002 год). Способ образования: Создание юридического лица до 01.07.2002. Учредитель: Министерство культуры РФ. Прекращение деятельности юридического лица: путём реорганизации в форме преобразования 17.07. 2003 года. Правопреемники: ФГУП «ТПО «Ростовская киностудия»
2. Правопреемник: ФГУП ТПО «Ростовская киностудия». ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ТВОРЧЕСКО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "РОСТОВСКАЯ КИНОСТУДИЯ", Красноармейская, 94 (17.07.2003 год), директор З.В. Кашаева. Создание юридического лица путём реорганизации. Учредители: Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом РФ, и Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ. Сведения о прекращении: Прекращение деятельности юр. лица путём реорганизации в форме преобразования 14.12.2005 года.
3. ФГУП" ФИЛЬМОФОНД РОСТОВСКОЙ КИНОСТУДИИ", Красноармейская, 94. Учредитель: Минимущество РФ, Минкультуры РФ. директор В.Д. Юрьев. Создание юридического лица путём реорганизации в форме слияния 17.07.2003 года. Виды деятельности: архив, библиотечное дело, производство и прокат фильмов. Прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения 06.12. 2006 года. Правопреемник: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ФИЛЬМОФОНД ЦЕНТРАЛЬНОЙ КИНОСТУДИИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ И УЧЕБНЫХ ФИЛЬМОВ "ЦЕНТРНАУЧФИЛЬМ".
4. ОАО «ТПО «Ростовская киностудия», Открытое акционерное общество «Творческо-производственное объединение «Ростовская киностудия», Красноармейская, 94, генеральный директор: З.В. Кашаева. Регистрация 14.12. 2005 года, ГРН 1056164295615. ИНН 6164242803. Создание путём реорганизации в форме преобразования. ФНС №26. ГРН и дата внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей указанные сведения 2146196313492 (09.08.2014 года). Уставной капитал 5766000. Генеральный директор с 20.12. 2013 Горунович Виталий Юрьевич (после покупки с аукциона 100% акций Агафоновым А.Ю.).
5. АО «ТПО «Ростовская киностудия». Акционерное общество «Творческо-производственное объединение «Ростовская киностудия», 25.06. 2015 года, улица Пушкинская, 34 Создание юр. Лица путём реорганизации в форме преобразования, ОГРН 1056164295615, дата регистрации: 14.12. 2005 года, ФНС № 26. ГРН от 13.11. 2015 года. ГРН 2156196627960. Сведения о состоянии юридического лица: находится в процессе реорганизации в форме преобразования с 24.12. 2013 года. Ген. Директор: Попов Виталий Валерьевич, с 10.08. 2015 года. 13.11. 2015 года – начало процедуры реорганизации в форме преобразования.
6. ООО «ТПО» Ростовская киностудия, 09.03.2016 года, Создание юридического лица путём реорганизации в форме преобразования. Адрес: пер. Изыскательский, 8, офис 13. Правопредшественник: АО «ТПО «Ростовская киностудия». Учредитель: ООО «Сигмастрой» - 100% собственник 5766000 рублей (основано 09.03.2016 года). Вид деятельности: Покупка и продажа недвижимости, аренда, управление собственностью, консультирование. Лицо, представляющее: Попов Виталий Валерьевич. Должность: ЛИКВИДАТОР, запись от 04.10.2017 года. Способ прекращения: ликвидация юридического лица. 09.01. 2018 года.
ИТОГ:
В 2013 году государственное предприятие Ростовская киностудия (ОАО «ТПО «Ростовская киностудия»), 100 % акций которого принадлежали государству, старейшая в мире киностудия, уникальный объект культуры - единственный в ЮФО, не имеющая долгов, не являющаяся банкротом, с нормально и без нареканий со стороны контролирующих государственных органов власти функционирующим зданием, администрацией, наличием творческих сотрудников, Ростовская киностудия была предательски уничтожена через ничем не оправданную и необоснованную приватизацию её собственником - государством. На круглом столе ОНФ, который проходил на Мосфильме 14 апреля 2015 года, под Председательством С. Говорухина, К. Шахназарова, в присутствии всех представителей общественности и представителей киностудий от регионов, власть в лице своего официального представителя - чиновника Росимущества, признала, что приватизация киностудий была ОШИБКОЙ!!! Ошибки необходимо исправлять, не так ли?
Но на дворе 2024 год, ровным счётом ничего не происходит в этом направлении, несмотря на то, что творческие работники и региональное отделение Союза кинематографистов РФ по Ростовской области, постоянно напоминают властям всех уровней об этой ошибке. Чтобы возродить (нет ни здания киностудии, ни оборудования) Ростовскую киностудию и современное профессиональное кинопроизводство в г. Ростове на Дону и в целом на юге России, нужно потратить по примерным (не официальным оценкам) от 1,5 до 5 миллиардов рублей из государственной казны. Это разовые затраты на строительство типовой киностудии с тремя павильонами и производственными помещениями, сюда также входит и сумма на закупку минимального комплекта оборудования.
Для примера: от трёх до 7 миллиардов рублей ЕЖЕГОДНО и безвозвратно государство выделяет на субсидирование, (дотации) федеральных телеканалов... Значит деньги есть на вот эти бесконечные ток-шоу с астрологами и в 773 раз про то, сколько было жён и любовниц у известного артиста? На достойное документальное кино только денег нет. На научно-популярное, просветительское, учебное, хроникальное, историческое, документальное - денег нет. Почему они - деньги эти были даже в "лихие 90-е", а сейчас денег на кино и кинопроизводство в регионах нет? Зачем В.В. Путину необходимо было лично подписывать этот План приватизации, который фактически запустил механизм ликвидации всех региональных киностудий? Зачем? Чем они помешали нашему нынешнему президенту В.В. Путину?
Фильмы Ростовской киностудии: https://rutube.ru/channel/26365996/