Бедняки из рода жигитеков, все кто батрачил на баев, ушли на вольные хлеба. Аюп уговаривал их сеять пшеницу и работать на себя, иначе они никогда не вылезут из нищеты. И вот они созрели, да и сил больше не было батрачить от зари до зари за обглоданные кости. Они кое-как на своих тощих коровенках вспахали землю и засеяли пшеницу. Пшеница уродилась на славу. Уже время подходило собирать урожай, ещё с недельку, колос на льётся и начнут убирать. А пока они выбирали спелые колосья, шелушили их, поджаривали на костре и заливали молоком. Для детей Ибрагима это было самое вкусное блюдо.
Начало истории
-Вот бабушка нам напечет лепешек, осталось немного ждать.
Они собирали колоски и детские ручки боялись обронить хоть один, а ножки ступали так бережно, что ни один колосок не согнулся. Они принесли бабушке урожай и стали ждать, когда она приготовит ужин.
А в это время кровный враг жигитеков погнал табун лошадей в ночное. И направил их прямо к полям. Лошади учуяли запах свежей травы и сами направились туда. А пастухи разложились у костра.
-Поспим, пусть пасутся. Утром соберём
Он никому не сказал своих намерений. Он хотел отомстить жигитекам за сорванный сбор налогов.
Лошади подошли к полю и стали с жадностью поедать спелую пшеницу. Но неожиданно то ли птица спугнула их, то ли ещё что то, табун понесся на пшеницу. И там где с осторожностью днем ступали детские ножки, пронёсся табун в тысячу лошадей. И ни одного колоска не осталось. Все было затоптано подчистую.
Стоны и проклятья раздались в ауле по утру, после того как они узнали о потраве. Джигиты вскочил на своих лошадей, схватили соилы и плети и понеслись в поля. Они захватили тридцать лошадей из табуна. Как раз столько стоил бы урожай.
Ответ от богачей не замедлил ждать.
К ним в аул приближались несколько джигитов на конях. Они начали угрожать и избивать всех, кто попадётся им под руку. Жигитеки отбивались как могли. Но куда им, пешим, с конными всадниками справиться. Они уже начали отступать.
Но неожиданно к ним прибежали русские переселенцы, которые с вечера остановились в ауле. Когда они увидели, что избивают тех, кто их вчера так по доброму приветил, то самый старший из них закричал
-Распрягай коней, отцепляй телеги. Надо помогать.
И схватив кто оглоблю, кто лопату они ринулись на джигитов. Но русские не знали приёмов казахского боя с соилами и плетьми и поэтому сразу же получили сильные удары. Их били по рукам, чтоб выбить оружие. Но они не уступили и когда первый джигит, от удара оглоблей слетел с коня, все оторопели. Тут к ним подбежали и казахские женщины, они били чем придётся. Стягивали джигитов с коней и избивали на земле уже. Иргизбаи отступили.
А русские переселенцы помогли составить правильно жалобу в город чиновникам. Среди казахов был один человек, который был в ссылке в Сибири, он понимал по - русски. Жигитеки дали провожатого им, потому что те сбились с пути в степи. Русские очень понравились хозяевам степи.
-Хорошие эти русские. Не зря наш Аюп так к ним тянется. Дай бог им всего хорошего.
В аул прислали посыльного.
-Или вы к вечеру возвращаете лошадей или завтра встречаемся в битве.
И народ как всегда пошёл за советом к Аюпу. Каждая такая стычка выбивала из равновесия его. Он все думал и не мог смириться с тем, что так и не дождётся равноправия между родами. Он не знал, что делать. И на следующий день, сев на коня, сам явился на поле боя.
-Эй, Аюп, ты что нас позоришь? Ты хочешь, чтоб над нами все потешались, что род иргизбаев пошёл на род иргизбаев.
-Не я начал эту войну. И мне стыдно, что я с вами из одного рода, что у нас была одна мать и один отец. Но я не отступлюсь. Я буду до последнего со своим народом.
И его братья, племянники, дяди, стали по одному разворачивать своих коней.
-Пусть от вас придут трое, будем решать, что делать, как возмещать ущерб. - Крикнул вдогонку Аюп.
От толпы отсоединились трое. Они подъехали Аюпу и стали совещаться. Договорились, что тридцать угнанных лошадей останутся как плата за потравленные поля пшеницы. Жигитеки радовались этой маленькой победе. Они выстояли, они смогли. И каждый подошёл со словами благодарности к Аюпу.
Рядом с Аюпом плечом к плечу были его сыновья, его гордость. Они полностью поддерживали отца и хорошо его понимали. В это время опять приехал Абиш на побывку.
А год назад, когда сын был на каникулах, на Аюпа писали жалобы. Но неожиданно умер его младший брат, с которым он был в ссоре. Они были по разным сторонам. И жалобы на время прекратились. Аюпу намекали, что его могут сослать в Сибирь. Но из-за смерти брата, его дело отложилось. Понятно было, что это его рук дело было.
Прошёл уже год после смерти. У брата остались три жены. И нужно было решать, что делать с его наследство икто будет брать в жены вдов. Аюпа это не касалось. Он не хотел в этом участвовать. Но обычаи есть обычаи. Они собирались сделать поминки годовые, собрать все аулы, распределить, кто сколько ско а даст.
-Зачем нам кормить людей, которые приедут просто поесть и поучаствовать в байге? А потом даже не вспомнят про брата. - Спросил Абиш.
-А что ты предлагаешь?
-Не лучше ли этот скот раздать беднякам, которые всю жизнь работали на наш род пастухами, конюхами, доили кобыл, смотрели за ягнятами. Неужели они не заслужили этого?
Аюп смотрел на сына и сердце его радовалось. Если он не успеет довести свое дело до конца, то есть на кого оставить.
-Мы конечно раздадим скот беднякам, но не в таком количестве.