Знания из книг по истории забываются, если их иногда не освежать. Место научных фактов в голове людей начинают занимать мифы, которые возникают из кино и развлекательной литературы.
Так, на «полке» спорных исторических домыслов находится и мнение о том, что всех советских солдат, оказавшихся в фашистском плену, или арестовывали, или расстреливали.
Точку в фейках о Великой Отечественной войне сможет поставить рассекреченное дело бойца из Марий Эл.
История красноармейца
Георгий Синицин (Синицын) родился в 1919 году в деревне Ванюково. На его плечи рано легла забота о семье. Сначала он трудился в сельском хозяйстве, а затем устроился матросом.
Уроженца Горномарийского района призвали в ряды Красной армии в 1939 году. В ходе призыва он был зачислен в 115 стрелковую дивизию, в составе которой он и проходил службу.
Когда началась Великая Отечественная война, его дивизия базировалась на Карельском перешейке. Однако в первых числах сентября 1941 года бойцы отправились в Ленинград.
«22 сентября 41 года из состава дивизии было выделена рота в том числе и 6 рота, в которой находился я, для наступления на Мага. В момент наступления наша рота была окружена противником, вернее обрезана от основных частей Красной армии», — рассказывают рассекреченные страницы (здесь и дальше сохранены орфография и пунктуация дела – прим.ред.).
Когда красноармейцы оказались в тылу противника, то им пришлось разойтись на группы, чтобы легче было пройти линию фронта.
С сентября по декабрь 1941 года он вместе с другим воином находились на территории, захваченной фашистами. Тогда они предпринимали попытки оказаться в частях советской армии.
«8 декабря 1941 года около деревни мы с Фроловым встретили группу военнослужащих Красной армии в количестве девяти человек, во главе с одним лейтенантом. Данная группа военнослужащих расположилась на ночлег в одной бане, а с Фроловым в другой. Ночью нас обнаружил карательный отряд, который окружил баню в которой находилась группа во главе с лейтенантом и всех военнослужащих уничтожили в бане путем забрасывания гранатами, а я с Фроловым начали убегать в лес», — свидетельствует рассекреченное дело.
В плену врага
Через некоторое время житель Марийского края оказался в деревне, староста которой задержал его. Далее нашего земляка под конвоем отвели к волостному старосте. Сначала он накормил красноармейца, а потом повёз в немецкий штаб.
Как рассказывал Синицин (Синицын), староста предложил сказать немцам, что «якобы я добровольно пришел к старосте, о задержании совсем не говорить».
Гитлеровцы начали допрашивать бойца Красной армии: личные данные и обстоятельства попадания в окружение.
«На все поставленные мне вопросы я дал соответствующие действительности ответы за исключением неправильно сказал о своей фамилии я назвался Кириловым Василием Васильевичем», — говорится в рассекреченном деле.
Согласно показаниям немцы оставили красноармейца трудиться на черновых работах. Например, он колол дрова и убирал различные помещения.
Два побега из «лап» Третьего рейха
Георгию Синицину (Синицыну) удалось сбежать из фашистского плена в марте 1942 года. По его воспоминаниям, однажды после обеда в штабе никто не работал. В тот день немецкое начальство изрядно напилось.
Уроженца Марийских земель вывели колоть дрова, а он выбрал момент и сбежал.
Боец Красной армии направился к станции ДНО (узловая железнодорожная станция Октябрьской железной дороги, расположенная в городе Дно Псковской области на пересечении железнодорожных линий Санкт-Петербург — Витебск и Рыбинск — Бологое — Печоры-Псковские — прим.ред.).
Однако наш земляк не успел дойти до пункта назначения. Дело в том, что его схватили фашистские захватчики и поместили в лагерь военнопленных. Впрочем, он вновь выбрался из «лап» Третьего рейха.
«После второго побега из лагерей военнопленных я направился к Старой Руссе и в течении месяца ходил по лесам и иногда заходил в деревни, а затем в одной деревне был задержан деревенским старостой, который направил меня в штаб немецкой части расположенной недалеко от этой деревни. В штабе меня спросили не партизан ли я? На что я ответил нет и меня не допрашивая направили в город Псков в лагерь военнопленных. В конце июня меня с группой военнопленных в количестве 30 человек на поезде направили в Латвию, где в момент приезда на одну из станций нас заставили грузить разбитые …. доски на железнодорожные платформы. В это время я с группой в три человека сбежали – на второй день после побега я остался с одним военнопленным по фамилии Турновский Петр Яковлевич, остальные двое от нас отстали», — погружают в историю рассекреченные страницы.
После плена его путь воина продолжился. Так, житель Марийского края попал к партизанам. К сожалению, его жизнь оборвалась 6 июля 1944 года. Он погиб в бою при освобождении деревни Шакуры Браславского района Белоруссии в должности командира стрелкового взвода.
На страницах книги
Жизнь Георгия Синицины (Синицына) раскрывается в книге «Линия жизни. Жизненный путь человека из поколения победителей», автором которой является писатель и председатель правления «Марийцы Карелии» Михаил Асессоров.
— Почему вы решили обратиться к судьбе солдата Красной армии в годы Великой Отечественной войны?
— Мне, как автору исследовательской работы о жизни и подвиге сержанта Синицина, хотелось донести до читателей главную мысль: «Человек, с которым Вы пересеклись, а в моём случае, познакомился с Синициным, изучая официальные документы о подвиге солдата, не исчезает из Вашей жизни. Исчезают временные отрезки: Вы переноситесь в его военное лихолетье, а он становится рядом с Вами, делает Вас сильнее в сегодняшнее непростое время». И прав Горький, когда пишет, если «…люди понимали жизнь, каждый бы захотел оставить после себя свою тень в ней».
— Как вы считаете, существует ли запрос российских читателей не на батальные эпизоды во время войны, стратегические операции Генштаба Вооруженных Сил СССР, а на историю жизни и подвига конкретного советского человека?
За каждым красноармейцем, которого занесли в списки «без вести пропавший», остаются этапы жизни: родился, учился, работал, перед войной или в годы войны призван в армию. А на излёте короткой своей жизни остался ли Человеком с большой буквы или шкурные интересы поработили его?
Это и есть глубинное понимание того тяжёлого военного времени, когда приходит понимание, что для тебя Родина, и что надо сделать, чтобы Родина была свободной. Свобода и Честь — два слова, которые придавали силу и мужество советскому народу в годы войны.
Как никогда не исчезнет интерес к мемуарной литературе, так никогда не перестанут читатели обращаться к перипетиям человеческой жизни в переломные моменты истории.
— Что необходимо извлечь нашей молодёжи после прочтения документальных очерков о Великой Отечественной войне?
— Сегодня много внимания придают патриотическому воспитанию молодёжи.
Но надо и взрослым, и молодым людям понимать, что патриотизм не укладывается только в рамки участия молодёжи в парадах, шествиях, торжественных линейках. И надо помнить, что в годы войны славили тружеников войны и тыла.
Сейчас хочу обратиться к нашей молодёжи. Вы, наше будущее, уважайте людей труда, сами становитесь тружениками на своей родной земле, как ваши родители, дедушки и бабушки!
После прочтения книг о подвиге советских солдат на войне, молодой человек найдёт возможность совершить свой подвиг в нашей мирной жизни.
Нужно бороться с мифами
Об исторической правде и исторических фейках мы поговорили с директором института истории, политических и социальных наук Петрозаводского госуниверситета, доктором исторических наук, профессором Сергеем Веригиным.
— Рассекреченные документы свидетельствует о том, что красноармейца проверяли сотрудники органов безопасности. Наверное, это не единичный случай. Сколько советских солдат и офицеров, которые оказались в фашистском плену, прошли такую процедуру?
Около 330 тысяч солдат и офицеров Красной армии, которые оказались в
фашистском плену или в окружении, прошли через фильтрационные лагеря НКВД.
В условиях войны это было оправдано: надо было убедиться, что пленные не сотрудничали с оккупантами. Кроме того, через пленных нацисты забрасывали в тыл Красной армии своих агентов.
Большая часть военнопленных после фильтрационных лагерей возвращалась в ряды сражающейся армии. По оценкам специалистов – это около 80%.
— Несмотря на то, что с тех кровопролитных событий прошло уже не одно десятилетие, фейки о Великой Отечественной войне всё ещё появляются. По вашему мнению, мифы будут множиться и дальше? Нужно ли продолжать развенчивать ложь?
— Идеологическая война Запада против России будет продолжаться и даже усиливаться. Будут фабриковаться новые мифы о Великой Отечественной войне.
Поэтому, необходимо продолжать борьбу с ложной информацией, опираясь на достоверные факты военной истории.