«В былые времена, лет так двести назад, за рекой Большая Чача в деревне Зачачье столько зайцев развелось, что они всю капусту в огородах поели. А как капусты не стало, так и прирост населения остановился. Это в нынешнее время родители карапузов в магазине покупают, а раньше-то малышей в капусте на грядке только и находили. Вот если бы аисты выручали… Так они лишь на юге водятся и до наших суровых краев не долетают».
Само собой, в деревне стали принимать самые суровые меры. Да только собаки-лайки с зайцами сдружились и целыми днями играли в чехарду да салочки. Что в итоге вышло, читайте в сказе «Как в Зачачье рождаемость отстояли».
А Пинега была славна комарами (сказ «Пинежские комары»).
«По Пинеге такие экземпляры летают, что с ног сбивают. Мне еще старые люди рассказывали, отчего в пинежских лесах столь крупная порода объявилась. В Архангельске-то все комарье заводы да мануфактуры распугали. По Зимнему и Канинскому берегу суровые ветра – шелоник да сиверко – комаров сдували. А на Пинежье пискунам покой и уют, ягоды – земляника, черника, брусника – пропитанье дают. Вот на таких-то привольных харчах и разнесло комаров невзначай.
Народ на Пинеге тоже не лыком шит: как увидел такую животину, сразу же смекнул, что к чему. Этаких-то комаров и запрячь можно! Поле, конечно, на них не вспашешь, но кое-что подвезти, небось, силенок хватит. Скажем, пару-тройку мешков муки с мельницы или картошки с поля вывезти. Так и стали нарочно комаров приручать да в упряжь впрягать».
22 небылицы о быте поморов, традиционных северных ремеслах и природе: холмогорском флюгере, шапке-цибаки, еловых прищепках, пирогах-шаньгах, северном сиянии, вольном ветре, ярмарке невест, лоскутном одеяле счастья и много еще о чём. Хорошее настроение и добрая улыбка от сказов и прибауток о необычных названиях деревень, морошке и самом северном трамвае гарантированы.
Сказки написаны в традициях известных сказителей Степана Писахова и Бориса Шергина. По словам самого автора, он хотел в шуточной форме напомнить юным читателям о существовании архангельских ремёсел. Потом родилась идея запечатлеть названия вымирающих деревень. Но в итоге он так увлёкся, что под клавиатуру ноутбука легли и морошка, и комары, и самый северный трамвай. Дадим слово Денису Макурину:
«Сказки и небывальщины я сызмальства слышал от бабушки и дедушки, а потому расстараюсь, усы подправлю и в трех книжках о чудесах Архангельской губернии поведаю. Буду песнь вам петь о том, как белые медведи городские улицы метут, а вокруг Мезени все болота морошкой усеяны. В гусли сыграю и пропою, как на Пинежье в гужевые повозки комаров запрягают, а в деревне Карпогоры усатые карпы с утра и до вечера детвору на салазках катают. А еще о том, что в Няндоме – танцевальные дома, на Соловках – зайцы морские, а в Лешуконье – дикие кони в пекарне служат… Вы, главное, не спешите книжку закрывать, а я так Поморье опишу, чтоб даже за границей к нашим чудесам интерес проявили».
И слово свое он сдержал: от книжки невозможно оторваться. Юмор и теплота сказок чувствуются и в иллюстрациях Петра Болюха. Ах, какая чудесная книжка у них получилась – хочется цитировать каждую страницу!
Книга Дениса Макурина «Поморская окутка» – лоскутные сказки» вошла лонг-лист Международной литературной премии им. В. П. Крапивина (2019) и в каталог Гайдаровки «100 лучших новых книг для детей и подростков-2022».