85,7K подписчиков

Китайское проклятие: "Чтоб ты жил в эпоху перемен!"

-Мой папа ушел на фронт почти сразу, добровольцем, хоть вся семья была против. Его не стало спустя два месяца. Я до сих пор не понимаю, как с этим жить, и как жить дальше. Для меня он просто вышел в поход, и скоро вернется, как в детстве. Если я признаю, что его нет, я убью часть себя. Но с этой мертвой частью жить невыносимо.

Это общее описания одного из частых запросов последних месяцев. Когда я впервые его услышала, хотелось разделить этот внутренний крик боли и ужаса.

-Я жив. Близкие живы. Даже вроде как в безопасности. Можно сейчас о безопасности говорить вообще? Уезжать не хочу. Не могу. Тут мое всё. Квартиру купил. Машину. Ребенка хотел завести. Год назад бизнес начал приносить хороший доход. Хотели с женой начать путешествовать по миру, увидеть все места. Мечта была такая у обоих с детства. Ничего дальше своего района не видели. А теперь…мой доход упал вполовину. Я теряю то, что долгим трудом зарабатывал. Мы потеряли нашу мечту. Я не чувствую больше опор, и я не могу управлять больше ничем, если оказывается, что в один день я могу все потерять не по своей воле.

Эти слова часто сопряжены чувством вины. «У меня никто не умер, я лишился материального, как я могу об этом горевать?». Будто горе и масштаб потери – это соревнование. Будто материальное само по себе это не следствие вложения в него труда, времени, надежд, мечтаний.

-Дочка осталась дома с мужем. Ей всего полгода. Ничего еще не понимает. Везет ей. Каждый раз смотрю на нее и думаю: «Как же я впустила тебя в этот страшный мир? Как я смогу оберегать тебя, если я не могу уберечь себя?». Не за себя страшно – за нее. Каждый день думаю, что будет, если…

Страх за близких, страх перед неопределенностью, сомнения в себе, как в том, кто может обеспечить кому-то нуждающемуся должные безопасность и комфорт.

Среди всего этого в какой-то момент новости разбавляются: «Грядет коридор затмений», и подробное расписание для каждого знака зодиака, чего опасаться, как бездействовать, как бояться еще сильнее.

-Ну естественно, коридор затмений, в такой-то период,- говорит человек необычайно конструктивно и рационально мыслящий. Я в этот момент киваю. То, что он пережил, все эти события – ради иллюзии справедливости у кого-то должна быть за это все ответственность. Неважно: звезды, масоны – должен быть кто-то, кто этим всем руководит. Иначе, что, все происходящее – это просто безумие и ужас, обитавшие среди нас постоянно?

Мир, который каждый из нас для себя строил, мир, который строился сам вокруг нас, меняется. И меняться он начал совсем не в 2022, а с начала пандемии. Тогда людям было настолько дико и страшно, настолько невыносимо было лишаться свободы и бояться того вируса, что за дверью. И при этом кто-то продолжал жить. Многие. Выходили на улицу, в магазин. В средствах защиты, но все же. Сохраняли свою автономность в этом. Кто-то потерял работу. Кто-то благодаря потере работы нашел дело всей жизни дистанционно. После самой темной ночи наступает рассвет. Эту ночь можно пережить в страхе под одеялом. А можно расставив свечи, читая, загадывая желания, обнимаясь, смеясь. Отступит ли от этого ночь? Нет. Она кончится тогда, когда придет время. Но можно прожить ее в ужасе. А можно в принятии того, что она есть и действии исходя из этого нового контекста.

Что нужно, чтобы переживать кризисные, трансформационные времена вроде настоящего?

Опираясь на Людмилу Петрановскую:

  1. Понять масштаб потерь и оплакать их.
  2. Понять, что можно сохранить, – и сохранить все, что можно.
  3. Быть в контакте с тем, что у нас никто не может отнять (наши ценности, наши отношения, то, что мы любим).
  4. Вы потеряли мечты? Близких (даже если они живы)? Дом? Страну? Сон, аппетит, ощущение безопасности? Важно признать это. Увидеть это. Оплакать это и оплакать ту часть себя, которой больше нет. Да, будет еще ваша часть, например, которая чувствует безопасность. Но она уже будет другой. А для того, чтобы попрощаться «с той мной, у которой была любимая квартира в городе N», или «с тем мной, который мечтал…» предлагаю вам хорошую технику «Благодарственное письмо». Поделите его на три абзаца. В первом напишите все, за что вы благодарны этой своей части. Во втором – выскажите ей всю злость, в том числе за то, что ее больше нет. В третьей – попрощайтесь с этой частью.
  5. Что вы можете сохранить? У вас остались как минимум вы? Берегите себя изо всех сил. Остались люди? Осталась работа? Осталось вообще все, что было раньше, а может, еще и прибавилось? Берегите это! Хольте, лелейте, укрепляйте. Это ваша взлетная волоса. От вас зависит, в каком состоянии вы продолжите дальнейший путь.
  6. Наши ценности – наша опора. Наши любимые – наша опора, те, ради кого иногда проще держаться, чем ради нас самих. Вы знаете свои ценности? Отлично! Делайте упор на них. Самое время избавиться от навязанного, найти свое. Помочь в этом вам может так же личная терапия и моя техника самопомощи. В ней вы не только сможете определить свои ценности, но и найти пути их реализации.

Если ваши чувства настолько сильные, или вы не знаете, куда и как двигаться дальше, я могу помочь вам обрести уверенность на сессиях, онлайн и очно.

Автор: Вера Решетова
Психолог, Клинический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru