Никто не знает, когда и при каких обстоятельствах действующий президент России решит уйти в отставку и уйти из политики. Многие пытались предсказать этот момент, но ни одно предсказание о том, как это произойдет, не может считаться единственно верным и окончательным. Но, как ни странно, говорить о постпутинской России не так уж и сложно. На самом деле, для этого есть очень много чисто объективных причин.
Тем более что один из возможных вариантов постпутинского будущего России регулярно представляется на заседаниях Госсовета: в начале 2020 года, после того как президент в своем очередном послании "О положении дел в стране" объявил о предстоящих конституционных реформах, а вслед за этим ушел в отставку премьер-министр Дмитрий Медведев, многие эксперты и политологи задались вопросом, не собирается ли Путин перераспределить часть важнейших полномочий по управлению Россией в пользу Госсовета, изменив основные законы страны. В принципе, это готовый резервный инструмент для элиты.
После ухода Путина политический верховный лидер может начать принимать любые решения, не внося дополнительных изменений в распределение государственной власти и систему управления. Таким образом, первым вариантом будущего России был бы переход управления к силовой группе.
В этом случае вся полнота власти стала бы принадлежать не одному человеку, а решениям огромного количества людей, включая губернаторов всех субъектов, правительство, Федеральное собрание, глав нижней палаты парламента, лидеров политических партий в нижней палате парламента.
По крайней мере, при таком видении будущего России это означает, что новая демократия может начать прорастать по мере того, как местные жители будут требовать от своих губернаторов и членов партий принимать те решения, которые они хотят.
Это может очень сильно изменить всю политику и местную жизнь в России. Второй вариант будущего постпутинской России очень похож на первый. Это переход власти к внутрипартийной демократии. Ближайшая аналогия - советская система власти, в которой коммунистическая партия контролировала все. Нечто подобное может произойти и в нашей стране после ухода Путина.
Во многих развитых странах лидер партии, победившей на парламентских выборах, уже является высокопоставленным руководителем с широкими полномочиями. Поэтому вполне реально предположить, что новое Политбюро или центральный комитет партии заменит президента и будет принимать все важнейшие решения в России.
Наши люди уже знают, как это будет работать на практике, потому что в принципе мы это уже проходили. Здесь также произойдет большая демократизация на местах, и члены правящей партии будут вынуждены прислушиваться к народу гораздо больше, чем при нынешней системе.
И третий вариант будущего - парламентская республика с премьер-министром во главе, как во многих европейских странах. Если нынешний глава кабинета Михаил Миштейн останется у власти, то в принципе основное руководство национальной политикой останется за Палатой депутатов и Бундестагом, и самые важные судьбоносные решения будут приниматься им.
В этом случае также произойдет больший плюрализм и демократизация мнений, а голоса на местах станут гораздо важнее, чем сейчас. Сейчас люди просто доверяют Путину. Другим, кто придет на его место, доверять будут по-другому.