Представьте: вы — искусствовед. Ваш оппонент — Серафим Иванович Огурцов. Где-то рядом Швондер, Вяземская, Пеструхин и Жаровкин. Серафим Иванович Огурцов смотрит на «Одалиску» Франсуа Буше и кричит: «Мы должны воспитывать нашего зрителя!» Швондер: «А вдруг война с империалистическими хищниками?»
И ладно, если только «Одалиска»: «Авиньонские девицы» Пабло Пикассо, «Спящие» Густава Курбе, «Три этюда к фигурам у подножия Распятия» Фрэнсиса Бэкона, «Завтрак на траве» Эдуара Мане, «Обнаженный Вольтер» Жана-Баптиста Пигаля... Томас де Торквемада перевернулся бы в гробу. Но перед вами не Томас де Торквемада, а Огурцов, Швондер, Вяземская, Пеструхин и Жаровкин. Что они должны знать об искусстве?
- Художники — не чиновники. Им не нужно блюсти obliko morale. Анатолий Зверев мог пригубить рюмашку, Караваджо — срезаться с подвыпившими приятелями в картишки и устроить драку. И если мы об этом пишем, то не значит, что пропагандируем чей-либо аморальный образ жизни. Излагаем факты.
- Еще художники могли страдать от депрессии и легких психических расстройств. Что общего между Фрэнсисом Бэконом и Жаном-Мишелем Баския? Тяжелое детство, омраченное жестокостью внутри семьи каждого, адский подростковый период.
- Художники — свободные люди и не должны подхватывать повестку партсобрания. Соцреализм почти мертв. На аукционах высоко ценится соцарт: Эрик Булатов, Александр Косолапов, Ростислав Лебедев, Дмитрий Пригов, Борис Орлов, Леонид Соков...
- В советские времена хорошие художники днем работали иллюстраторами в журналах «Огонек», «Техника молодежи», «Мурзилка». Вечером устраивали квартирные выставки с такими картинами, от которых у председателей ЦК КПСС случилась бы истерика. Помните, как Хрущев рвал и метал на выставке авангардистов в Манеже? А про легендарную Бульдозерную выставку?
- Целомудрие в мире искусства — не норма, а исключение из правил. Таких благочестивых граждан, как Михаил Нестеров или Клод Моне нужно поискать.
- Образ жизни художников выходит за рамки понимания «белых воротничков» и чиновников. Искусствоведы стараются подбирать выражения, чтобы не шокировать неадекватных модераторов, тружеников офисного тыла и блюстителей морали.
- Биографии 99% художников полны фактов, за публикацию которых будут жаловаться и банить. Швондеры и Васнецовы — не только в домкомах. Везде!
- Без отклонений в сознании художников от норм «белых воротничков» искусство было бы однообразным, как памятники Ильичу.
- С художниками так нельзя: «Я и сам шутить не люблю, и людям не дам!» И с нами тоже!
- Если вы думаете, будто художники поливают людей грязью или пытаются выставить их в дурном свете, рассказывая о трагедиях, пройдитесь по музеям. В работах передвижников — не вылощенная действительность, а правда жизни.
Серафим Иванович Огурцов: «Ну, что же, заслушаем клоунов? Прошу, товарищи!»
Об отношении к платформе. Вопрос: где начинается цензура?