Найти тему
МуZей Победы

«До своих не дотяну. В плен не сдамся». Огненный таран истребителя Евгения Михайлова

Оглавление

«Немного флегматичный в быту лейтенант Михайлов словно перерождался, очутившись в родной стихии на крыльях грозного истребителя, он превратился в смелого и дерзкого бойца» - так писали в советских документах о Евгении Михайлове. Рассказываем, как сражался летчик, и за что он удостоен звания Героя Советского Союза.

Становление летчика

Свой путь в авиацию Михайлов начал с аэроклуба. В то время они массово работали по всей стране. В 1940 году Евгения призвали в Красную Армию и направили в Качинскую школу пилотов, которую он окончил в 1941 году. Евгений был отличным летчиком, поэтому его назначили инструктором.

-2

Когда началась Великая Отечественная, Михайлов обучал молодых летчиков. Но 20-летний Евгений рвался на фронт. Однако командование не спешило направлять грамотного специалиста на передовую. Необходимо было готовить пополнение, а Михайлов прекрасно с этим справлялся.

Курская дуга

На передовой он оказался только в феврале 1943 года. Михайлов отличился в боях на Курской дуге. В июле 1943 он совершил 17 боевых вылетов, сбил истребитель «Fw-190» и пикирующий бомбардировщик «Ju-87».

-3

В документах отмечалось, что Михайлов, «вступая в бой с численно превосходящими силами врагов, смело идет в атаку». За бои под Курском Евгений Витальевич удостоен ордена Отечественной войны I степени.

Евгений Витальевич Михайлов у самолета
Евгений Витальевич Михайлов у самолета
Вот как отзывался о Михайлове его боевой товарищ, майор технической службы Азов: «Мы, технари, любили Женю за то, что он уважал и ценил нашу работу. Нам, скажу без преувеличения, доставалось порой на земле не меньше, чем лётчикам в воздухе. Работали дни и ночи.
-5
Иная ночь и вовсе без сна: подготовишь один самолёт в бой - и тут же, без передышки, к другой машине. Было ведь и так, чего греха таить, что находились некоторые лётчики, которые позволяли себе иногда прикрикнуть на своих техников. У Жени такого не было ни разу. Увидит, что туго нам приходится, - спешит помочь, хотя и сам спал не более 3 - 4 часов».

Последний вылет

К марту 1944 года летчик совершил 92 боевых вылета, в 22 воздушных боях сбил 5 немецких самолетов: 3 истребителя «Fw-190», пикировщик «Ju-87» и бомбардировщик «He-111». 17 марта состоялся последний вылет Михайлова. В 13:50 он отправился на прикрытие наземных войск в паре с гвардии младшим лейтенантом Виктором Титовым.

-6

В районе прикрытия погода была очень плохая. Сплошная облачность поднималась над землёй на 100-150 метров. В таких условиях трудно было ориентироваться и удерживать место в строю. По истечении времени патрулирования летчики направились на свой аэродром. Самолёты вышли на железнодорожную станцию Идрица, ещё занятую противником. Оттуда, ориентируясь по железной дороге, летчики могли легко вернуться к своим в сложных метеоусловиях.

-7

Но над станцией советские истребители попали под зенитный огонь немцев. Прямым попаданием зенитного снаряда самолёт Михайлова был серьёзно повреждён. Летчик отчётливо сознавал, что в воздухе он может продержаться ещё 1-2 минуты. До своей территории дотянуть не удастся. Евгений мог выпрыгнуть с парашютом и сохранить жизнь, но тогда бы он попал в плен.

Немецкий аэрофотоснимок станции Идрица
Немецкий аэрофотоснимок станции Идрица

Михайлов решил таранить состав с цистернами на станции. Огромной силы взрыв потряс окрестности. К небу взвились гигантские сполохи пламени. Горящий бензин охватил огненным кольцом несколько эшелонов. Через несколько минут на станции бушевал неистовый пожар.

-9
В последней радиограмме летчик сообщил: «Самолёт подожжён. Горючее кончилось. До своих не дотяну. В плен не сдамся. Решил таранить и взорвать немецкий эшелон на Идрице. Боевой привет товарищам! За Родину!»
-10

Гвардии лейтенант Евгений Витальевич Михайлов посмертно награжден званием Героя Советского Союза. Больше историй героев Великой Отечественной вы узнаете на экспозиции «Подвиг Народа».

#МузейПобеды #ПодвигНарода