«Немного флегматичный в быту лейтенант Михайлов словно перерождался, очутившись в родной стихии на крыльях грозного истребителя, он превратился в смелого и дерзкого бойца» - так писали в советских документах о Евгении Михайлове. Рассказываем, как сражался летчик, и за что он удостоен звания Героя Советского Союза.
Становление летчика
Свой путь в авиацию Михайлов начал с аэроклуба. В то время они массово работали по всей стране. В 1940 году Евгения призвали в Красную Армию и направили в Качинскую школу пилотов, которую он окончил в 1941 году. Евгений был отличным летчиком, поэтому его назначили инструктором.
Когда началась Великая Отечественная, Михайлов обучал молодых летчиков. Но 20-летний Евгений рвался на фронт. Однако командование не спешило направлять грамотного специалиста на передовую. Необходимо было готовить пополнение, а Михайлов прекрасно с этим справлялся.
Курская дуга
На передовой он оказался только в феврале 1943 года. Михайлов отличился в боях на Курской дуге. В июле 1943 он совершил 17 боевых вылетов, сбил истребитель «Fw-190» и пикирующий бомбардировщик «Ju-87».
В документах отмечалось, что Михайлов, «вступая в бой с численно превосходящими силами врагов, смело идет в атаку». За бои под Курском Евгений Витальевич удостоен ордена Отечественной войны I степени.
Вот как отзывался о Михайлове его боевой товарищ, майор технической службы Азов: «Мы, технари, любили Женю за то, что он уважал и ценил нашу работу. Нам, скажу без преувеличения, доставалось порой на земле не меньше, чем лётчикам в воздухе. Работали дни и ночи.
Иная ночь и вовсе без сна: подготовишь один самолёт в бой - и тут же, без передышки, к другой машине. Было ведь и так, чего греха таить, что находились некоторые лётчики, которые позволяли себе иногда прикрикнуть на своих техников. У Жени такого не было ни разу. Увидит, что туго нам приходится, - спешит помочь, хотя и сам спал не более 3 - 4 часов».
Последний вылет
К марту 1944 года летчик совершил 92 боевых вылета, в 22 воздушных боях сбил 5 немецких самолетов: 3 истребителя «Fw-190», пикировщик «Ju-87» и бомбардировщик «He-111». 17 марта состоялся последний вылет Михайлова. В 13:50 он отправился на прикрытие наземных войск в паре с гвардии младшим лейтенантом Виктором Титовым.
В районе прикрытия погода была очень плохая. Сплошная облачность поднималась над землёй на 100-150 метров. В таких условиях трудно было ориентироваться и удерживать место в строю. По истечении времени патрулирования летчики направились на свой аэродром. Самолёты вышли на железнодорожную станцию Идрица, ещё занятую противником. Оттуда, ориентируясь по железной дороге, летчики могли легко вернуться к своим в сложных метеоусловиях.
Но над станцией советские истребители попали под зенитный огонь немцев. Прямым попаданием зенитного снаряда самолёт Михайлова был серьёзно повреждён. Летчик отчётливо сознавал, что в воздухе он может продержаться ещё 1-2 минуты. До своей территории дотянуть не удастся. Евгений мог выпрыгнуть с парашютом и сохранить жизнь, но тогда бы он попал в плен.
Михайлов решил таранить состав с цистернами на станции. Огромной силы взрыв потряс окрестности. К небу взвились гигантские сполохи пламени. Горящий бензин охватил огненным кольцом несколько эшелонов. Через несколько минут на станции бушевал неистовый пожар.
В последней радиограмме летчик сообщил: «Самолёт подожжён. Горючее кончилось. До своих не дотяну. В плен не сдамся. Решил таранить и взорвать немецкий эшелон на Идрице. Боевой привет товарищам! За Родину!»
Гвардии лейтенант Евгений Витальевич Михайлов посмертно награжден званием Героя Советского Союза. Больше историй героев Великой Отечественной вы узнаете на экспозиции «Подвиг Народа».
#МузейПобеды #ПодвигНарода