Сирийско-арамейские христиане, численность которых меньше, чем столь же пострадавших армяней, утверждают, что их бедственное положение времен Османской империи заслуживает отдельного признания.
В дни заката Османской империи евангелисты отдали свои жизни за своего Господа. Живя в Нусайбине, где когда-то находилась древняя богословская школа Нисибиса, они были одними из первых мучеников Сайфо («меч»).
В целом, по современным оценкам, полмиллиона сирийско-арамейских христиан погибли от рук турецких и курдских солдат одновременно с геноцидом армян, унесшим 1,5 миллиона жизней. Сегодня эта христианская община, все еще говорящая на языке Иисуса, ищет собственного признания.
В июне 1915 года в городе с преимущественно мусульманским населением, ныне расположенном на юго-восточной границе Турции с Сирией, проживало около 100 сирийских православных семей и столько же принадлежало к другим христианским направлениям. Протестанты были схвачены вместе с армянами и халдеями, выведены за территорию города и расстреляны.
Местный лидер пообещал православным семьям мир, но 30 мужчин бежали и искали убежища в суровых горах. Монах, доверившись властям, привел солдат к их укрытию, пытаясь успокоить напуганных людей.
По имеющимся данным, по дороге они напали на монаха, требуя, чтобы он принял ислам. При его отказе ему отрезали руки, потом ноги, потом голову. Вернувшись в Нусайбин, солдаты собрали оставшихся христиан, выведя их из города. В радостном шествии верующие пели гимны ободрения: «Скоро будем с Господом нашим Иисусом Христом».
Отказавшись от конверсии, их одного за другим расстреливали, а затем сбрасывали в колодец.
В 1919 году тогдашний сирийский православный архиепископ Афрем Барсаум подал отчет премьер-министру Великобритании после того, как союзные державы вытеснили османов. Подобные массовые убийства были повторены в 335 других деревнях, находящихся под юрисдикцией архиепископа, в результате чего было убито 90 313 христиан и разрушено 162 церкви. Собрав другие отчеты, делегаты Парижской мирной конференции после Второй мировой войны насчитали 250 000 смертей.
«Несправедливо, когда говорят только о Геноциде армян», — сказал архиепископ Джозеф Бали, секретарь сирийского православного Патриарха Мора Игнатия Афрема II.
Мы также должны громко говорить о наших людях.
Армянская трагедия, поддержанная значительной диаспорой, была признана геноцидом 33 странами. В резолюции США, принятой Конгрессом в 2019 году, дополнительно перечислены жертвы из числа греков, ассирийцев, халдеев, сирийцев, арамеев, маронитов и других христиан.
Греки также входят в число тех, кто ищет индивидуального признания.
Ситуация с остальными осложняется именами. Разделенные на три ветви — сирийскую православную, халдейскую католическую и ассирийскую церковь Востока — части сообщества отдают приоритет разной терминологии.
Халдейский Патриарх Луи Сако заявил, что богословские различия несущественны, но каждое тело представляет собой отдельную традицию. Его Церковь, базирующаяся в Багдаде, связана с Ватиканом, в то время как сирийцы, базирующиеся в Дамаске и наиболее распространенные в Индии, принадлежат к не халкидонской восточной православной семье. Независимые ассирийцы являются наследниками древней Несторианской Церкви.
Я не вижу ничего, что могло бы помешать [нашему] союзу. Есть то, что нас объединяет, гораздо больше, чем то, что нас разделяет.
Это включало бы геноцид, но защита интересов развивалась медленно. Сирийско-арамейские земледельцы, разбросанные по отдаленным горным деревням, были менее космополитичны, чем интегрированные армяне. Насилие началось в 1840-х годах, в результате чего погибли тысячи человек. Еще одна резня последовала в 1895 году, а младотурецкая революция 1908 года привела к дальнейшему переселению.
Когда османы потеряли территорию на Балканах в 1913 году, мусульманские беженцы хлынули в империю, которая переселила их в христианские районы. А после распада империи после Великой войны Лозаннская конференция 1923 года установила нынешние границы Турции и Греции, что привело к дальнейшему перемещению мусульманского и христианского населения.
Но к тому времени местные христиане, коренные жители на протяжении столетий, стали жертвами маршей смерти, а выжившие бежали в Сирию. Армяне получили национальное государство на Кавказе, а сирийско-арамейский народ не имел своей страны.
Обе общины интегрировались в религиозное разнообразие Леванта. Но Хабиб Эфрем, президент Сирийской лиги в Ливане, сказал, что травмированные семьи вряд ли хотели говорить о Сайфо между собой, не говоря уже о внешнем мире.
Наши люди опоздали, чтобы начать политическую попытку признать, что с ними произошло. У нас не было ни пиара, ни международных связей.
Дед Ефрема приехал в Ливан в 1917 году, но со временем многие соотечественники перебрались в Европу, в частности в Швецию. Он выступал за признание геноцида в течение последних 15 лет и был вознагражден в 2007 году, когда Международная ассоциация исследователей геноцида (IAGS) постановила, что и ассирийцы, и греки заслуживают отдельного статуса.
Он призвал правительство Турции принести официальные извинения.
Как и в случае с геноцидом армян, Анкара отрицает какую-либо официальную политику уничтожения народа. В поисках аудиенции Ефрем отправился в Стамбульский университет в 2006 году и процитировал турецкого поэта: «Разлучить человека с его землей — все равно, что вырвать у него сердце из груди».
Мой дедушка приехал не для туризма. Нас вырвали с корнем только потому, что мы были там.
Несмотря на неудачи в Турции, после принятия решения IAGS пропаганда геноцида набрала обороты. Швеция (2010 г.), Армения (2013 г.), Нидерланды (2015 г.), Германия (2016 г.) и Сирия (2020 г.) официально признали тяжелое сирийско-арамейское положение.
Ефрем лоббировал интересы в США как постоянный участник Национального молитвенного завтрака. Но его главная забота в другом — в стабильности ближневосточных христианских общин. По его словам, в 2015 году боевики ИГИЛ (запрещена и признана террористической организацией в РФ) захватили 33 деревни в долине реки Хабур в Сирии, и сегодня в них осталось менее 400 человек. Экономический кризис вызывает эмиграцию из Ливана, и он опасается, что его народ в конечном итоге растворится в европейской мозаике.
Признание геноцида правильно, но ставки выше, чем память
«Что лучше, забыть и жить как гражданин Швеции, или плакать и плакать?» — спросил Ефрем. «Если у тебя нет будущего на родине, кто ты?» На этот вопрос, сказала Феодора Исса, нужно ответить верой и прощением.
«Ответственность ложится на церковь и верующих», — сказала австралийский ученый и дочь протоиерея Сирийской православной церкви Антиохии, родом из региона Ниневийских равнин в Ираке. «Разговор о Сайфо поможет нашим людям сохранить свою идентичность».
Исса несет двойное бремя: семья ее матери бежала от турок; столетие спустя семья ее отца бежала от ИГИЛ. Ее деятельность включает издание книг, участие в конференциях и представление своей деноминации в центральном комитете Всемирного совета церквей (ВСЦ).
В прошлом месяце Генеральная ассамблея проголосовала не только за признание сирийско-арамейского геноцида «отличным и отдельным» от армянской трагедии, признанной ВСЦ девятью годами ранее, но и за работу по повышению осведомленности о нем среди всех церквей-членов.
Мы признаем, что эти трагические события имели место, — говорилось в официальной резолюции ВСЦ, — и что они должны быть названы своими именами.
Если бы это с самого начала называлось просто «геноцидом христиан», сказала Исса, все могло бы быть иначе. Как бы то ни было, стандартное обозначение затмило страдания разнообразных сирийскоязычных общин Сайфо.
Этот религиозный ярлык, по словам Крейга Симоняна, соответствует истории.
«Тюрко-османское руководство не беспокоило, является ли христианин армянином, греком или ассирийцем», — сказал региональный директор Сети мира и примирения Всемирного евангелического альянса, этнический армянин.
И перед лицом прямого отрицания геноцида со стороны турецкого правительства сегодня жизненно важно, чтобы зверства, совершенные против сирийско-арамейского народа, были признаны сами по себе, а не как сноска в более широком геноциде армян.
Другие армяне, не отрицая массовых убийств, говорят, что у Сайфо не было четкой политической программы, которая ознаменовала искоренение армян. Таким образом, это не соответствует стандарту официального «геноцида».
Армяне отмечают 24 апреля как начало геноцида 1915 года. Чтобы отличиться Священный синод Церкви вместо этого назначил 15 июня. Он отмечает приблизительную дату убийства двух епископов в густонаселенном монастырями районе Тур-Абдин, что переводится как «гора служителей Божьих».
И после их захвата в Сирии в 2013 году два православных епископа сирийского происхождения до сих пор считаются пропавшими без вести. Сайфо, его отрицание и продолжающиеся зверства против сообщества могут привести многих к враждебности.
«Для меня, как для христианина, возмутительно слышать, как члены моей общины, особенно старейшие из них, огульно проклинают курдов и турок как людей, которым просто нельзя доверять», — написал Амилл Горгис, издатель книги «Преследование и истребление», в которой рассказывается евангельская история из Нусайбина выше.
Почему мы такие? Разве мы не привыкли учить и слышать тексты из Евангелия, где сказано: Любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас?
Многие источники подчеркивали, что Сайфо не о мести. Десятки тысяч сиро-арамейцев сегодня живут в Турции в относительном мире, а Ассирийская Церковь Востока возвращает свою патриаршую штаб-квартиру в Иракском Курдистане.
Сайфо никогда не сможет вернуть наших предков, сказал Бали. И дело не в примирении, ибо не могут быть установлены первоначальные убийцы. На кону правда и зияющая рана.
Иисус исцелил истекающую кровью женщину, сказал он. Но перед чудом он попросил рассказать ее историю и позволил ей рассказать о своей боли. То же самое необходимо и сирийско-арамейским народам сегодня — в знак признания их геноцида.
Мы, христиане, должны прощать ради нашего исцеления. Это не настоящее прощение, если мы просто держим его внутри.
Оставляйте комментарии – Ваше мнение для меня важно. Благодарю, что уделили время прочтению статьи.