Единая общепризнанная методика отсутствует, что затрудняет диагностику. Наиболее простой является безусловно-рефлекторая, суть которой заключается в использовании источника звука , например трещотку, который приближается к уху ребенка на расстояние до 10 см, и после паузы в несколько секунд, исключающей реакцию ребенка на движение руки исследователя, произвести звук. Ответной реакцией, свидетельствующей о том, что ребенок слышит, считается мигание век, зажмуривания глаз и нахмуривание бровей; вздрагивание всего тела; замирание; поворот головы в сторону от источника звука и от него и др. Наличие сопения, кряхтения и гуления характерно для всех младенцев, независимо слышит или нет. Насторожить должно наличие в голосе ребенка резкого, скрипучего тембра и употребления им только гласных звуков.