Найти тему
ГРАУНД Солянка

Когда испорченность всем на пользу

Тема «Киберфеста» (CYFEST) 2022 г. — это «Ферментация», то есть брожение.
Для фестиваля кибернетического искусства, каким «Киберфест» является, тема что ни на есть самая символическая — «Киберфест» сам по себе «бродяга»: в течение всего года он проходит в виде отдельных ивентов на площадках разных стран, что делает его кочующим, «номадическим» событием. В нашей рубрике «По горячим следам» Марина Федоровская рассказывает о только что прошедшем в Ереване «Киберфесте».

Where Dogs Run (Russia) Kerosene Chronicles. Fungus
Video Installation, 2021–2022
kerosene, glass, video
Where Dogs Run (Russia) Kerosene Chronicles. Fungus Video Installation, 2021–2022 kerosene, glass, video

Что такое «Киберфест»?

Организованный лабораторией медиаискусства CYLAND MediaArtLab Фестиваль «Киберфест» или CYFEST существует с 2007 г. На первых порах он проводился в Санкт-Петербурге и состоял из небольшой событийной программы в Петропавловской крепости. Но с тех пор программа CYFEST значительно расширилась. За десять лет выставки, перформансы, показы и лаборатории, мастер-классы прошли, помимо Петербурга, в Берлине, Нью-Йорке, Колумбии, Венеции, Лондоне, Вильнюсе, Токио, Боготе, Пекине, Москве. В Москве проект был инициирован благодаря ГРАУНДу и лично Кате Бочачар, которая пригласила CYFEST в Москву на ГРАУНД Ходынку, и с тех пор ГРАУНД стал постоянной и эксклюзивной
площадкой проведения «Киберфеста» в Москве.

В 2022 г. в конце сентября фестиваль был проведён в Дартингтоне (Великобритания), и вот сейчас, в октябре, в Ереване, где к моменту проведения собралось довольно много русскоязычной аудитории. Также в течении этого года планируются проведения в Аризоне и Нью-Йорке (США). Авторитет фестиваля «Киберфест» в среде медиаискусства базируется на международных связях институции, а также уникальной цифровой коллекции аудио-арта, собранной в
сетевом архиве Cyland. Архив ежегодно пополняется по результатом открытого конкурса заявок. Этот знаменитый аудио-архив представлен в ГРАУНД Солянке на уникальных, сделанных из оргстекла, квадратных пластинках. Организаторы фестиваля убеждены, что новое искусство рождается на стыке технологий и художественных идей. И «Киберфест» существует именно для всё более расширяющейся сферы художников, чьё искусство связано с технологиями. На фестивале инженеры, программисты, дизайнеры и художники равны — их мышление не ограничено привычными рамками, поэтому каждый раз фестиваль приносит открытия – как новых имён, так и новейших модальностей художественных произведений. Именно такая мультидисциплинарность и роднит ГРАУНД Солянку и «Киберфест» и служит основой для нашего партнёрства.

Anne Marie Maes (Belgium) Sensorial Skins
Organic Textiles, 2017–2022
Anne Marie Maes (Belgium) Sensorial Skins Organic Textiles, 2017–2022

Ферментация — «Киберфест» в Ереване

В 2022 г. проходит уже 14-й по счёту фестиваль и его темой была выбрана «Ферментация». При первой же попытке осмыслить это понятие специфический характер биохимического термина раскрывается разнообразием трактовок. Художник и куратор CYLAND Анна Франц говорит, что «практически всё, что происходит с течением времени с одушевлёнными, неодушевлёнными и даже сугубо материальными объектами, подпадает под это определение. Вино проходит длинный путь изменения состояния от спелых ягод винограда до напитков разной степени сладости и крепости. Человеческие отношения также «ферментируют» с годами, обретая разные уровни интенсивности, трансформируясь из молодых и сырых в выдержанные и зрелые».

Работы участников «Киберфеста» 2022, собранные кураторской группой (Анна Франц, Елена Губанова, Виктория Илюшкина, Сергей Комаров), строятся на изучении, наблюдении и философском осознании процессов преобразования одной формы жизни в другую, социальных трансформаций, и посвящены экспериментам в области интермодальных мутаций результатов творческой деятельности человека и природных явлений. Международный статус фестиваля подтверждает участие 30 адептов медиаарта из семи стран мира и позволяет «Киберфесту» в который раз показать, что технологическое искусство – универсальный язык, позволяющий находить глубокое понимание между творческими сообществами на глобальном уровне. Локальный контекст становится благодарной нишей для реализации замысла фестиваля. Так, Ереван – город, полный модернистской советской архитектуры и рефлексии. Соответственно, звучание каждой части фестиваля здесь приобретает особый резонанс и новые оттенки.

Elena Gubanova & Ivan Govorkov (Russia) Danae
Media Installation, 2014
Elena Gubanova & Ivan Govorkov (Russia) Danae Media Installation, 2014

Главной площадкой Киберфеста в Ереване стало пространство Культурного центра Hayart, одного из главных точек современного искусства города. Здесь состоялась и программа перформансов, финалом которой вечером 23 октября стало представление работы «Симфония для велосипедов – бочка и бас» Алексея Грачёва и Александра Бочкова (Россия – Армения), где музыкальным инструментом выступает велосипед во время велотренировки, создавая мелодии при каждом проезде по специально сделанной платформе.

Важная часть фестиваля— это аудиовизуальные перформансы. Медиа-художник Никита Цымбал и саунд артист Дмитрий Поликарпов показали проект «ЛЁД ХIХ»: дефрагментация кристаллов представлена как завораживающее зрелище. Авторы называют свой метод «цифровой ферментацией» изображения и соединяют его с аналоговым аудиорядом. В основе видео — обширная коллекция фотографий минералов и кристаллов, одно только перечисление названий которых звучит как заклинание. Наблюдая трансформации пиролюзитов и спессартинов, турмалинов, малахитовых почек и розовых аппатитов, авторы обращаются в своих аудиовизуальных размышлениях к глубоким силам Земли, испокон веков снабжающих человечество дополнительными ресурсами для понимания мира.

Среди участников выставки этого года – художница-биотехнолог, автор серии техно-органических объектов на основе бактерий и водорослей; художница, соединяющая в своих работах нейробиологию, музыку и звук; профессор компьютерного искусства и разработки игр в Голдсмитском колледже; композитор-исследователь отношений между звуком, сознанием и памятью и многие другие, чьи работы, как видно из титулов и описаний, находятся на стыке науки и искусства.

Видеопрограмма

Видеопрограмма для фестиваля «Киберфест» имеет отдельно важное значение — в качестве манифестации деятельности видео-архива. Партнёром видео-программы «Цифровая ферментация» стал Центр современного экспериментального искусства NPAK. Куратор видео-архива и программы видео-арта Виктория Илюшкина достаточно чётко дала понять свои стратегию и критерии программного отбора: «В этой программе на примерах работ из видео-архива CYLAND и новых фильмов известных и молодых авторов рассматриваются некоторые аспекты аналоговой и цифровой ферментации движущегося изображения. Под ферментацией мы понимаем внедрение художником в произведение искусства некоего реактивного элемента, который изменяет саму «ткань» изображения (moving image), его структуру, а соответственно и месседж».

-4

Про связи и значение «Киберфеста»

Один из участников фестиваля этого года художник Сергей Катран (персональный проект которого вы могли видеть в галерее-мастерской ГРАУНД Солянке в 2021 г.), отметил, что уровень организационной культуры в подготовке и реализации проектов «Киберфеста» стабильно высокий. Между тем сложности турбулентного времени не обошли и «Киберфаст» — часть работ российских художников не доехали до Еревана, застряв на границе России и Грузии в Верхнем Ларсе. Художники вышли из положения талантливо и показали в Ереване на месте сделанные работы: группа «Куда бегут собаки» показали в итоге видео про бактерии, живущие в керосине, а также работу «Гематоген из крови художника». Недоехавшие части своих работ они инсценировали в эскизном виде, что тоже было убедительно и ярко. Для своей работы «Тысяча рукопожатий» Сергею Катрану «.. потребовалось 150 кг глины, которую приобрели организаторы фестиваля, и я сделал за несколько дней её версию заново». Интересно, что работа Катрана с точки зрения технологий – наиболее традиционная скульптурная композиция. Но философия произведения «1000 рукопожатий» идёт в дополнение с исследованиями современных биологов: «Кропоткин утверждал, что представителям разных видов свойственна не только борьба за выживание, не только конкуренция, но и своего рода взаимовыручка. Ученые замечают альтруистический характер действий в популяциях разных живых существ. Моя работа «1000 рукопожатий» — про изоморфные горизонтальные связи и грибы в ней взяты лишь как пример вот такой нецентрализованной цепи контактов. По сути каждый гриб — это рука скульптора, то есть моя, и она придаёт ритм и движение каждой из частей этой работы» (СК). Интересно, что по окончанию выставки Катран придумал «экологичный» способ ферментации своей работы: собрать мини-экспедицию и проехаться по Армении, распространяя скульптурные грибы. По его словам: «Грибы будут жить своей жизнью, возможно, их будут «собирать» местные жители, в любом случае так возникнет целая сеть из 250 грибов-рукопожатий».

-5

По сути дела номадическое движение «Киберфеста» именно так и распространяется, проводя связи между традиционным и мультимедийным, научно-исследовательским и визуально-нарративным искусством, делая ставку на горизонтальные связи и взаимодействие членов медиа-арт-комьюнити.

Ещё один участник фестиваля, 2021 г., один из ведущих мультимедиа художников Аристарх Чернышёв, говоря о значении фестивалей сказал, что «.. смысл фестиваля вовсе не в том, чтобы показывать инновационные решения, которые напрямую можно использовать в искусстве, ведь некоторые инновации не имеют чёткой визуальной составляющей и не порождают новую визуальную эстетику. Но важно, что в процессе фестивалей происходит отбор методом проб и ошибок тех технологий, которые дают художнику создавать эту самую новую эстетику. И смысл проведения фестиваля именно в том, чтобы показывать текущую ситуацию и актуальных авторов в своей области».

Благодаря фестивалю «Киберфест» мы узнали множество мультимедийных художников из разных городов со всего мира, в произведениях которых творческая мысль неизменно соединяется с новыми технологиями. И мы рады, что проект ГРАУНД, будучи неизменным партнёром фестиваля CYFEST, продолжает поддерживать проекты этой активной и уверенно развивающейся институции.