Конспект беседы
Цель: формирование качеств личности человека культуры у школьников.
Задачи:
— возбуждение интереса к учению как фактору развития качеств личности.
— обучение размышлению о явлениях действительности, культуры, о качествах личности и важности обладания ими для жизни человека в обществе.
Оборудование: репродукция картины «Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского» Н. П. Богданова-Бельского, пословицы об учении.
Корень учения горек, а плод сладок.
Ученье свет, а неученье тьма.
Математика – царица наук.
Примерные вопросы для беседы:
— как называется картина? Как фамилия художника, который её написал?
— каков сюжет картины ( о чём она)?
— как вы думаете, почему художник выбрал такой сюжет для своей картины?
Давайте рассмотрим лица ребят, изображённых на картине.
— что они отображают?
— скажите, есть ли ребята со скучающими лицами?
— как вы думаете, почему все ребята находятся в творческом размышлении?
— какие важные для человека качества личности отобразил художник, необходимые человеку не только для учения в школе, но и для жизни?
Прочитайте пословицы об учении.
— О чём они говорят? (о пользе учения).
— почему народная мудрость сохранила именно такое отношение к учению?
— каким лучше быть человеку, много знающим о мире, в котором он живёт, или не знающим?
Вот сейчас мы с вами тоже углубимся в изучение темы, где для вас подготовлены очень интересные задачи, решение которых приблизит вас к лучшему пониманию мира, в котором мы живём, а также, поможет вам в выработке у себя важных качеств личности. (Меняйлова Т.А.)
Информация для учителя.
Картина русского художника Николая Петровича Богданова-Бельского была написана в 1895 году, находится в Третьяковской галерее.
На картине изображен урок арифметики в сельской школе XIX века. Учитель — прототип — Сергей Александрович Рачинский, ботаник и математик, профессор Московского университета. Сельские школьники решают интересный пример. Видно, что он дается им непросто. На картине над задачей думают несколько учеников, но только один мальчик догадался, как решать этот пример в уме, и тихо говорит свой ответ на ухо педагогу.
Художник посвятил эту картину своему школьному учителю Сергею Александровичу Рачинскому, который и изображен на ней со своими учениками. Богданов-Бельский очень хорошо знал героев своей картины, так как когда-то сам был в их ситуации. Ему посчастливилось попасть в школу известного русского педагога профессора С.А. Рачинского, который заметил талант мальчика и помог ему получить художественное образование.
Сведения об учёном.
Сергей Александрович Рачинский (1833-1902) — российский учёный, педагог, просветитель, профессор Московского университета, ботаник и математик. Продолжая начинания своих родителей, преподавал в сельской школе, даже несмотря на то что Рачинские — дворянский род. Сергей Александрович был человеком разносторонних знаний и интересов: в школьной художественной мастерской Рачинский сам проводил занятия по живописи, черчению и рисованию.
Что касается математики и счета в уме, Сергей Рачинский оставил в наследие свой знаменитый задачник «1001 задача для умственного счета».
*******
Дорогие друзья! Все мои статьи, произведения, методические разработки - авторские. Это плоды моих душевных исканий и находок, изученного, осмысленного, пережитого, того, что мне близко.
Картины художников помогают мне лучше передать свои душевные состояния и, к тому же, познакомить Вас с удивительно талантливыми произведениями искусства и их авторами.
Также на своём канале я публикую стихи, художественные и педагогические произведения, цитаты, высказывания других авторов, которые очень близки, созвучны мне.
Если моё творчество Вам нравится, и Вы считаете его полезным Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!
Я буду рада и благодарна Вам.