Найти тему
IQ Media

Как император Павел I «напрямую» общался с подданными всех сословий

Оглавление
Портрет Павла I, Сальваторе Тончи / Wikimedia Commons
Портрет Павла I, Сальваторе Тончи / Wikimedia Commons

При Екатерине II россияне направляли письма на высочайшее имя почтой или передавали их статс-секретарям императрицы — личные обращения запрещались. Павел I учредил «горячую линию» для связи с подданными: поставил ящик для прошений, которым могли воспользоваться все сословия — от дворян до крепостных, искавших справедливости.

Для государства ящик служил «всевидящим оком», фиксирующим злоупотребления на местах. Важна была сама «доступность» монарха, возможность «прямого» диалога с ним для всех граждан. Как работал ларец правосудия, IQ.HSE разобрался с помощью статьи историка из НИУ ВШЭ Ерофея Морякова.

Прямая линия

Сразу после вступления на престол в ноябре 1796 года Павел I обустроил в Зимнем дворце специальное окно для приёма прошений. А уже в декабре у главных дворцовых ворот появился «непристрастный» ящик, куда стали класть просьбы, жалобы, доносы, а потом — и пасквили на самого императора.

Раз в несколько дней ящик приносили Павлу I, тот вскрывал его и вынимал корреспонденцию. Просматривал её сам — либо заставлял зачитывать вслух. 

Принципиально важным было то, что Павел I признавал право каждого подданного на обращение к верховной власти. Он ограничил действие указа Екатерины II от 22 августа 1767 года, запрещавшего жалобы крепостных на помещиков. Так что самые бесправные и «безгласные» тоже могли искать справедливости у императора.

Всевидящее око

Новые каналы коммуникации способствовали большей открытости судопроизводства, подчёркивает Ерофей Моряков. В то же время, они были призваны поддерживать архаичную традицию — «персонального отправления правосудия монархом».

Если говорить о современниках Павла I, то, по мнению многих, ящик был благодеянием — помогал раскрывать преступления и информировал монарха о работе администрации. По сути, он служил дополнительным органом надзора за всем происходящим в империи.

Что до просителей, то им стоило иметь в виду, что искать правду — не значит найти её. За поиски можно и пострадать. Показателен казус августа 1798 года. Из Киевской губернии в Павловск, где была резиденция императора, прибыли шляхтичи Добровольский и Скальский. На заставе караульный записал данные их паспортов и сообщил, что им следует отправиться назад сразу «после положения просьб». Ходатаи терпеливо, до позднего вечера ждали приезда военного губернатора, а ящика для прошений так и не нашли. На следующий день их арестовали.

Единственный плюс всей этой истории — возможность определить время, когда короб правосудия «сыграл в ящик». По-видимому, в последний раз его ставили в Павловске в начале августа 1798 года, до прибытия двух шляхтичей. Это средство связи проработало один год и восемь месяцев, подсчитал автор статьи.

Подробнее — в материале портала IQ.HSE