Найти тему
Фототехника СССР

Прокудин-Горский. Цветная фотография 120 лет назад

Сергей Михайлович Прокудин-Горский известен в первую очередь своими достижениями в цветной фотографии и цветном типографском издательстве в 1900-х годах в царской России.

Причем, цветная фотография Прокудина-Горского не сводилась к любопытным для узкого круга лабораторным опытам, а была поставлена на широкую ногу.

До наших времен дошла коллекция из ~1900 цветных стеклянных негативов Прокудина-Горского, на которых запечатлены пейзажи, архитектура, промышленность и быт многих регионов Российский империи.

Сергей Михайлович практически не занимался портретной фотографией. Свою жизненную цель он сам описывал, как необходимость запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, ее культуру, историю и модернизацию. И все это для того, чтобы показывать в школах на цветных слайдах-диапозитивах подрастающему поколению богатство и красоту всех уголков бескрайней страны.

Слайд Прокудина-Горского
Слайд Прокудина-Горского

Сохранность снимков, а также их детализация и цветопередача просто поразительные. Благодаря этому, существует мнение, что императорская Россия — это страна, история начала 20-го века которой фотографически задокументирована наиболее полно по сравнению с иными странами.

Технология цветной фотографии С. М. Прокудина-Горского

Итак, в чем секрет технологии Прокудина-Горского? Что позволяло делать цветные снимки 120 лет назад, да такие, что они поражают своим качеством и сейчас?

Метод Прокудина-Горского основан на цветоделении. Сам принцип цветоделения и цветной фотографии на его основе был уже открыт и апробирован ранее.

Конкретно, в 1901 году немецкий ученый, один из пионеров цветной фотографии Адольф Мите (Adolf Miethe) сконструировал фотокамеру для «трехцветной естественной фотографии» («Dreifarbenfotografie nach der Natur»), которая была затем по его чертежам изготовлена Вильгельмом Бермполем (Willhem Bermpohl) и в 1903 году представлена широкой публике. Иллюстрация с visualhistory.livejournal.com.

-3

Прокудин-Горский проходил обучение у Мите в фотохимической школе в Шарлоттенбурге и в 1902 году стал свидетелем первой демонстрации цветных фотоснимков.

Впоследствии, Прокудин-Горский в большинстве своих работ использовал несколько усовершенствованную камеру системы Мите-Бермполя.

Что же это все-таки за камера и в чем ее особенность?

Метод цветоделения заключается в том, что при фотографировании каждый раз делаются три черно-белых снимка. Каждый снимок делается через цветной светофильтр. Светофильтры применяются — красный, зеленый и синий (RGB).

Соответственно, красный фильтр отсекает от фотопластинки все цвета, кроме красного и так далее.

Негатив остается черно-белым, но он сформирован под действием только одного цвета.

В кассете камеры Мите-Бермполя была вертикально заряжена стеклянная фотопластинка форматом 8Х24 см. Фотопластинка рассчитана на 3 кадра. Цветные светофильтры находились непосредственно на кассете перед фотопластинкой.

Фотограф должен был сделать три снимка одной и той же сцены. После каждого снимка кассета сдвигалась вниз под собственным весом. Нужно было только освободить стопор.

Для оперативности съемки, а также для снижения риска сдвига аппарата между снимками, спуск затвора и освобождение стопора кассеты, Прокудин-Горский осуществлял с помощью пневматики, а именно — двух резиновых груш. На этом уникальном снимке Сергей Михайлович за работой в момент съемки. Хорошо видно, что в руках у него две воздушные груши.

-4

Пневматический спусковой тросик показан и на этом снимке. Фото из музея Прокудина-Горского.

-5

Схемы той камеры, которой конкретно снимал Сергей Михайлович, мне найти не удалось. Но если отталкиваться от силуэта камеры на фото, то можно предположить, что модель была такая. Иллюстрация с makal47.ru

-6

Сложность метода трехцветной фотосъемки заключается в следующем:

1. Чувствительность фотоматериалов тех лет была невелика.

Для получения изображения требовались выдержки, бывало, в десятки минут. Вот почему на старых фото люди часто в таких напряженных позах. Моделям ведь нужно было стоять неподвижно довольно долго.

Тройная съемка, как минимум, утраивала время экспозиции. А скорее всего, время экспозиции росло в большее количество раз. Светофильтр ведь поглощал часть света.

2. Фотоматериалы тех лет были неодинаково чувствительны к разным цветам.

Поначалу светочувствительные слои фотопластин на основе галогенов серебра имели достаточную чувствительность только в синей и фиолетовой областях спектра, слабую чувствительность в зеленой области и совсем не имели чувствительности в области красного цвета.

Вспомним, что уже в наше время при фотопечати в темной комнате использовался красный фонарь. Черно-белая фотобумага, даже вполне современная не реагировала на красный свет.

То же самое было и с фотопластинками в начале 20-го века. Изображение через зеленый, и тем более красный фильтры получить было сложно или вообще невозможно.

Множество ученых вели свои работы по повышению чувствительности фотоматериалов. Работал над улучшением свойств своих фотопластинок и Сергей Михайлович и вполне преуспел.

Конкретно заслуга Прокудина-Горского в развитии фотографической химии в том, что он:

1. Сумел повысить общую чувствительность эмульсии до такой степени, что экспозиция каждого снимка стала длиться около секунды.

2. 1906 году запатентовал свой собственный рецепт, превосходящий по качеству состав Мите. Новый состав расширял чувствительность бромосеребряной пластины равномерно на весь спектральный диапазон видимого света. В декабре 1906 года «Петербургская газета» сообщила, что исследователь предполагает получать «моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, т.к. до сего времени никем не получено».

Два этих улучшения и дали возможность проводить трехцветную съемку в реальных условиях, сохраняя непосредственность в позах моделей.

Слайд Прокудина-Горского
Слайд Прокудина-Горского

При этом выдержку Сергей Михайлович для каждого из трех снимков подбирал индивидуально.

Идем далее. Получен тройной негатив. Что с ним делать?

-8

С тройного негатива нужно сделать тройной позитив. Делается ом простым контактным методом. Негатив накладывается на неэкспонированную фотопластинку и экспонируется равномерным светом.

Так получается тройной, по-прежнему черно-белый позитив.

Далее Сергей Михайлович стеклорезом разделял позитивы и помещал их в металлическую рамку, причем уже в горизонтальном порядке.

Зачем он это делал мне непонятно. В Сети немало изображений проекторов, конструкция которых рассчитана именно на вертикальное расположение слайдов.

-9

Возможно, дело в том, что при горизонтальной ориентации, в процессе загрузки и выгрузки слайда из проектора (эта операция вертикальная) на проекционном экране картинка ползает вверх-вниз, но все цвета при этом сразу правильные.

Если загружать слайды в проектор, показанный выше, то на экране в момент загрузки будет мелькать некая цветовая фантасмагория. Ну, или нужно перекрывать световой поток на всех объективах, что увеличивает время показа.

Это только моя гипотеза, не более.

В общем, проектор, применяемый Прокудиным-Горским, предполагал именно горизонтальное расположение. Вот его макет. Фото из музея Прокудина-Горского.

-10

Как уже отметили выше, хитрость проектора в том, что он проецирует одновременно 3 слайда, причем каждый снова через цветной светофильтр. Все три проекции накладывается и сливаются в одно изображение.

Проецируемое изображение получается цветным!

Как это работает разберем на примере. Допустим, мы ходим сфотографировать зеленый квадрат на абсолютно черном фоне.

Как будут выглядеть наши черно-белые негативы?

-11

Через красный и синий фильтры квадрат зеленого цвета виден просто не будет и он полностью сольется в черным фоном.

Белый фон на фото я оставил только чтобы был понятен цвет фильтра. Ориентируйтесь на нижнюю часть иллюстрации.

Итак, через красный и синий светофильтры зеленый цвет не пройдет. Квадрат будет черным. И фон черный. Эти два негатива не экспонируются и останутся прозрачными.

Через зеленый фильтр наша сцена экспонируется и на негативе появится черный квадрат на прозрачном фоне.

Получатся черно-белые негативы вот такого вида:

-12

Далее мы делаем позитивы. С первых двух полностью прозрачных (как справа в нижней части) негативов у нас выйдут полностью черные позитивы.

С третьего негатива (слева) получится позитив, у которого прозрачный квадрат на черном фоне.

-13

Устанавливаем наши позитивы в проектор.

Перед двумя полностью черными позитивами синий и красный фильтры.

Перед порзитивом с прозрасным квадратом - зеленый фильтр.

Включаем свет и окажется, что световой поток, окрашенный в красный и синий цвета, полностью перекрыт совершенно черными позитивами. А вот поток зеленого цвета, проходя через соответствующий позитив, отображает на экране ровно зеленый квадрат.

Получено цветное изображение с черно-белых носителей!

При сложных цветовых оттенках ситуация ровно такая же. Сочетание трех позитивов, за счет неодинаковой плотности в каждой конкретной точке, смешает цвета в нужной пропорции и даст на экране нужный оттенок.

Слайд Прокудина-Горского
Слайд Прокудина-Горского

Причем, если цвет фильтров на фотоаппарате и проекторе совпадают, но на экране будет именно правильная цветопередача со всеми оттенками, а не трехцветный комикс.

Нужно сказать, что во времена Прокудина-Горского была уже практика изготовления цветных слайдов. По-настоящему цветных.

Но время расставило точки над i. При длительном хранении изображений, состоящих из серебра, а не из красителей, они гораздо более долговечны.

Слайды Прокудина-Горского сохранились великолепно и позволяют сейчас (тем более, с использованием цифровых технологий) получать отличные цветные изображения, поражающие своими цветами и детализацией.

Изображения с некоторых слайдов Прокудина-Горского приведены в статье.

На этом у меня все, удачи!