Состав чисел первого десятка можно посчитать на пальцах или карандашах.
А как быть с трёхзначными числами? Пальцев уже не хватает.
На помощь в объяснении десятков, сотен и даже тысяч приходят обыкновенные спички.
Для урока мы поставили столы островками. Дети работали в малых группах: навык командного взаимодействия тренируется вместе с математикой!
Для работы нам понадобятся:
- Стеклянная банка
- Много-много спичек (я брала большую упаковку цветных)
- Катушки с нитками и ножницы каждому ребёнку
- Резинки для банкнот
- Цветные стикеры
- Тарелочки
Начинаем урок с интриги: показываем детям большую стеклянную банку со спичками и предлагаем угадать их количество.
Варианты ответа пишем на стикерах и крепим на доску. В конце урока узнаем, кто из ребят был ближе всех к истине.
Объясняем ход работы: делим спички на тарелочки по количеству групп.
Как считать? По десять штук!
Показываем, что 1 спичка=1 единица.
Если собрать 10 спичек-получаем 1 десяток, заматываем его нитками.
Получается маленькое брёвнышко из спичек.
Задача детей: смотать все спички из тарелочки в такие брёвнышки.
Если за столом оставшихся спичек меньше 10, кооперируемся с другими столами, пока абсолютно все спички не соберутся в десятки.
Что делаем дальше? Опять считаем по 10! Собираем 10 брёвнышек-десятков в одно большое - 10 десятков дают сотню, заматываем сотню тонкой резинкой. Поступаем так со всеми десятками. Уже приходится объединяться столами.
А дальше? Как вы могли уже догадаться, десять толстых брёвен из спичек образуют одну тысячу, её тоже перематываем резинкой. Могут получиться две или даже три тысячи.
Подсчитываем остатки: сколько тысяч, сколько сотен, десятков и единиц. Записываем результат на доску. Смотрим, кто из детей смог угадать число или был ближе всех.
Собранные спички не разбираем! Оставим на тарелочке в классе. Дети находили их глазами и вспоминали, как посчитать большие числа. Новая информация, подкрепленная ручным трудом, хорошо отпечаталсь в умах маленьких математиков.
Мы считали спички в декабре первого класса, но точно не поздно заняться этим увлекательным процессом даже четвероклассникам! Особенно если у детей сложности с понимаем сотен и тысяч.
Расскажите, а как вы объясняете сложные темы?