Найти тему
Алина Крючкова

Сколько спичек в трёхлитровой банке? Урок-проект по математике

Состав чисел первого десятка можно посчитать на пальцах или карандашах.

А как быть с трёхзначными числами? Пальцев уже не хватает.

На помощь в объяснении десятков, сотен и даже тысяч приходят обыкновенные спички.

 Для урока мы поставили столы островками. Дети работали в малых группах: навык командного взаимодействия тренируется вместе с математикой! 

 

В процессе
В процессе

Для работы нам понадобятся: 

  • Стеклянная банка 
  • Много-много спичек (я брала большую упаковку цветных) 
  • Катушки с нитками и ножницы каждому ребёнку
  • Резинки для банкнот 
  • Цветные стикеры 
  • Тарелочки 

Начинаем урок с интриги: показываем детям большую стеклянную банку со спичками и предлагаем угадать их количество.

Варианты ответа пишем на стикерах и крепим на доску. В конце урока узнаем, кто из ребят был ближе всех к истине.  

Объясняем ход работы: делим спички на тарелочки по количеству групп.

Как считать? По десять штук!

Показываем, что 1 спичка=1 единица.

Если собрать 10 спичек-получаем 1 десяток, заматываем его нитками.

Получается маленькое брёвнышко из спичек.

Задача детей: смотать все спички из тарелочки в такие брёвнышки.

Если за столом оставшихся спичек меньше 10, кооперируемся с другими столами, пока абсолютно все спички не соберутся в десятки.

Что делаем дальше? Опять считаем по 10! Собираем 10 брёвнышек-десятков в одно большое - 10 десятков дают сотню, заматываем сотню тонкой резинкой. Поступаем так со всеми десятками. Уже приходится объединяться столами.

"Сотня", "десяток", "единица" и варианты ответов
"Сотня", "десяток", "единица" и варианты ответов

А дальше? Как вы могли уже догадаться, десять толстых брёвен из спичек образуют одну тысячу, её тоже перематываем резинкой. Могут получиться две или даже три тысячи.

Подсчитываем остатки: сколько тысяч, сколько сотен, десятков и единиц. Записываем результат на доску. Смотрим, кто из детей смог угадать число или был ближе всех. 

Собранные спички не разбираем! Оставим на тарелочке в классе. Дети находили их глазами и вспоминали, как посчитать большие числа. Новая информация, подкрепленная ручным трудом, хорошо отпечаталсь в умах маленьких математиков.
Не помню, сколько точно у нас получилось, но тут больше двух тысяч
Не помню, сколько точно у нас получилось, но тут больше двух тысяч

Мы считали спички в декабре первого класса, но точно не поздно заняться этим увлекательным процессом даже четвероклассникам! Особенно если у детей сложности с понимаем сотен и тысяч.

 

Расскажите, а как вы объясняете сложные темы?

Ещё один простой проект для младших школьников здесь

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц