- Проходи, мой дорогой! – Обрадовалась Тамара Петровна, открыв дверь и увидев на пороге своего бывшего ученика.
- Вот! – Он протягивал пакеты, доверху набитые продуктами. – И даже не возражайте, Тамара Петровна!
Старушка засеменила с пакетами на кухню, приговаривая:
- Да зачем же ты тратился, не стоило! У меня все есть…
- Мне не сложно. – Отмахнулся гость. – Так что, вы говорили, у вас протекает? Стояк в ванной?
Не дожидаясь ответа, бывший ученик пошел в ванную комнату, и вскоре загремел там инструментами. А Тамара Петровна поставила чайник на плиту и принялась разгружать пакеты, качая головой и приговаривая:
- Ой, сколько здесь всего! Да куда же мне одной столько!..
Спустя час они вдвоем пили чай на старенькой уютной кухоньке – бывшие ученик и учитель, и вспоминали школьные годы.
Это сейчас Тамара Петровна сильно сдала – годы брали свое, возраст не обманешь, а тридцать лет назад она была строгим, требовательным педагогом, и спуску ученикам не давала.
Преподавала Тамара Петровна физику, вся школа знала, что списывать у нее бесполезно, все равно заметит, каким-то шестым чувством, и тогда – пиши пропало.
Зато, в отличие от других педагогов, Тамара Петровна никогда не отмахивалась, если ее просили объяснить непонятный материал. Прочие учителя стремились поскорее домой и, едва прозвенит звонок с последнего их урока – только их и видели в школе. У всех были семьи, дети, домашние дела.
Тамара Петровна же была одинокой. Поэтому домой не торопилась, и могла сидеть в школе до самого ее закрытия, объясняя в сотый раз какому-нибудь нерадивому ученику материал.
- Ну что же ты, Синицын, забыл, в чем измеряется сила тока? – Отчитывала она бедолагу Синицына, пока тот сидел напротив нее, шмыгая носом и глядя беспомощно в учебник.
- В амперах! – Подсказывала Тамара Петровна ему сама. А тот радостно кивал, мечтая поскорее пойти домой.
Дополнительное занятие заканчивалось, Синицын срывался с места и растворялся в глубине коридора. А Тамара Петровна не спеша складывала в свой потрепанный портфель тетрадки, которые нужно было проверить к завтрашнему утру, убирала очки в футляр, повязывала на шею шарфик, снимала с вешалки видавшее виды пальтишко – и, никуда не торопясь, шла по школьной рекреации.
Дома Тамару Петровну никто не ждал. Так вышло, что в молодости, когда все ее подружки бегали на танцы, заводили романы и выскакивали замуж, она занималась. Девушкой Тамара была серьезной, и считала, что сперва надо получить профессию, а уж потом и о семье задумываться.
Будущую работу свою Тамара просто боготворила, она пошла в педагогический институт по велению сердца. В отличие от большинства однокурсниц, которые сами честно говорили – пошли в педагоги просто потому, что туда был меньше конкурс.
Нет, Тамара хотела стать учителем с самого детства. Считала эту профессию самой важной и нужной. И относилась к учебе очень серьезно. Само собой, институт она закончила с красным дипломом.
Потом началась работа в школе. Разумеется, Первые годы Тамара не думала ни о каких женихах. Ей очень хотелось сразу же зарекомендовать себя как серьезного специалиста, поскорее набраться практического опыта, и доказать всем, а в первую очередь, себе, что она выбрала профессию правильно.
Лет в тридцать пять, когда Тамара Петровна достигла всего, к чему так стремилась: и профессионального опыта, и признания со стороны руководства, и уважения коллег, она вдруг оглянулась – и с растерянностью поняла: время ушло. Ее время. Не учительницы Тамары Петровны, а девушки Томочки.
Все вокруг уже были замужем и женаты. А кое-кто – даже не по первому разу. Пока Тамара училась и двигалась по карьерной лестнице, все остальные заводили семьи, рожали детей, вили уютные гнездышки.
Тамара же осталась одна. И хотя тридцать пять лет вроде бы не приговор, все равно особо на нее никто не претендовал. Роман у нее случился лишь однажды, да и то, романом это можно было назвать с натяжкой. В понимании Тамары, мужчина должен был ухаживать так, как полагается. Цветы, кино, кафе. Ее же кавалер оказался совсем иного мнения. Он сразу же стал напрашиваться к Тамаре в гости, и, придя туда, разумеется, с пустыми руками, съел все, что было на красиво накрытом столе, и завел разговор о постели.
Тамара разочаровалась в мужчинах, браке, семейной жизни, а может, ей просто не повезло встретить своего человека. Но с тех пор она решила для себя, что будет жить только ради своей профессии и учеников.
На ее учительском веку было много классов, которыми она руководила, но самым любимым, самым запоминающимся – был самый первый. Она тогда только-только пришла в школу, и ей сразу же дали пятиклашек на классное руководство. Она прошла со своим 5 «А» все годы учебы, до их выпуска, и считала, да и до сих пор считает, своими детьми. Которых у нее так и не случилось.
Особенно выделялись в классе два мальчика. Костя Смирнов и Ваня Потапов. С первого класса Костя и Ваня дружили. Все делали вместе, даже оценки получали одинаковые. Когда Тамара Петровна познакомилась с ребятами, они были лучшие друзья, не разлей вода. И оба – знатные двоечники и хулиганы.
Сколько она с ними билась – не передать словами! Оба друга были какими-то неподдающимися. Однако, в старших классах все резко изменилось. Ваня как был двоечником и хулиганом, так им и остался. А вот Костю словно подменили. Он вдруг начал налегать на учебу, стал ходить к репетиторам, чтобы подтянуть все упущенное за годы хулиганства.
Тамара Петровна только знай, нахваливала Костю Смирнова, и ставила всем в пример, особенно - Ване Потапову. Ну, а Костя говорил одноклассникам, что ему пора думать о будущем, о поступлении в престижный институт, и он больше не намерен прозябать в двоечниках
Никто не удивился, что вскоре дружба у мальчиков сошла на нет. Больше того, бывшие друзья стали чуть ли не врагами. Даже несколько раз подрались за школой, на пустыре.
Тамара Петровна, узнав об этом, отчитывала Ивана.
- Как не стыдно! Костя хоть к чему-то стремится, хочет человеком стать! А ты что же? Мало того, что сам не учишься, ты и другим, кто взялся за ум, тоже не даешь.
- Кто ему не дает-то? – Огрызнулся Ваня. – Пусть учится, сколько влезет. Нужен он мне!
- Ваня. Вот ты кем хочешь стать? Каким видишь свое будущее? – Не оставляла Тамара Петровна попыток воззвать к совести Ивана.
- Кем-кем, да не знаю я, кем! Главное, не таким ябедой и предателем, как Костян.
- Что ты такое говоришь, Ваня? – Возмутилась Тамара Петровна. – Вы же так дружили, забыл?
- Дружили. Пока он не решил, что дружба с двоечниками – это плохо. – Дернул плечом Иван. – Тамара Петровна, отпустите меня домой! Поздно уже! Мать волноваться будет…
Больше мальчишки не дрались. Они просто перестали замечать друг друга.
После девятого класса Ваня ушел из школы, и пропал из виду Тамары Петровны. Костя же продолжил учебу, и одиннадцать классов закончил вполне успешно. А Тамара Петровна ему в этом очень сильно помогла.
Когда выяснилось, что от репетиторов нет толку, они только выкачивают деньги, а знаний не дают, Тамара Петровна сказала: «Да я тебя сама подготовлю по всем предметам лучше, чем любой репетитор». И слово свое она сдержала. Несмотря на то, что сама преподавала физику, подтянула Костю Смирнова по всем предметам, которые вызывали у него сложности. Что-то сама помнила еще со школы, что-то пришлось дополнительно почитать. Словом, Тамара Петровна добилась того, что школу Костя закончил с медалью.
На выпускном, когда Косте вручали аттестат и медаль, Тамара Петровна даже плакала от гордости и счастья. Своих детей у нее не было, и успех Кости она воспринимала как успех собственного сына.
Читайте также: