Для того чтобы зарегистрировать своё дело, нужно определиться со статусом — ИП или ООО — и выбрать налоговый режим. Что важно учесть при регистрации бизнеса — рассказываем в статье.
Что нужно сделать на старте
- Определиться с направлением бизнеса и подходящей организационной формой.
- Выбрать налоговый режим и узнать о доступных льготах по налогообложению.
- Обратиться в налоговую для регистрации лично или через профильную организацию.
Кем быть: ИП или ООО?
Коротко: если собираетесь вести дело самостоятельно, выбирайте ИП. Если будут партнёры или инвесторы — ООО. Теперь разберёмся более детально.
ООО
Подходит для бизнеса, в котором есть учредители — до 50 человек. У ООО есть уставный капитал, в него вкладываются все учредители. Минимальный размер — 10 000 ₽. Учредитель может получать деньги в виде зарплаты или в виде дивидендов.
Есть несколько случаев, когда требуется обязательно открывать ООО: это продажа крепкого алкоголя, открытие банка или страховой компании, производство лекарств и добыча нефти.
Также ООО нужно, если вы привлекаете инвестиции, создаёте несколько филиалов или планируете в будущем продать свой проект.
В других случаях достаточно стать индивидуальным предпринимателем (ИП).
ИП
Статус предпринимателя подходит для физических лиц, которые будут вести бизнес самостоятельно — без деловых партнёров.
Предпринимателю проще будет работать с налогами, отчётностью, бухгалтерией. При регистрации не нужен уставной капитал.
Какие налоги платить?
Для бизнеса доступны несколько режимов налогообложения. Они отличаются не только налоговой нагрузкой, но и условиями применения, формальностями и отчётностью.
Есть общая система налогообложения, которую может выбрать предприниматель и учредитель ООО. Но не рекомендуется её использовать без необходимости. Такой налоговый режим предусматривает уплату сразу нескольких налогов: НДС, налог на прибыль организаций для ООО или налог на доходы физлиц для ИП, налог на имущество.
При выборе специальных режимов налог платить нужно только один — УСН, ЕСХН, патент или НПД. Это намного проще и удобнее, чем разбираться в ОСНО. Поэтому сначала стоит проверить, подходит ли под выбранный вид деятельности какой-то из этих спецрежимов.
ООО может выбрать между единым сельхозналогом (ЕСХН), общей (ОСНО) и упрощённой (УСН) системой налогообложения.
Для ИП дополнительно есть патентная система налогообложения (ПСН) и налог на профессиональный доход (НПД), если предприниматель самозанятый.
Ещё есть дополнительный взнос в ПФР — 1% от дохода, если за год предприниматель заработал больше 300 000 ₽. Если меньше — ничего платить не нужно.
ООО платит только страховые взносы с заработной платы сотрудников.
При выборе налогового режима стоит обратить внимание на льготы. Для некоторых видов деятельности при УСН и ПСН в разных регионах доступны сниженные ставки или вовсе налоговые каникулы — полное освобождение от уплаты налога на два года. Узнать о доступных льготах можно в разделе «Особенности регионального законодательства» на сайте ФНС.
Что учесть при регистрации
К моменту регистрации бизнеса нужно чётко понимать, подходит ли вам статус ИП или нужно оформлять ООО.
Затем важно правильно выбрать форму налогообложения — от этого будет зависеть размер налогов, отчётность, требования к учёту, возможность заниматься определёнными видами деятельности.
Ещё стоит определиться с ОКВЭД. Они нужны для налоговой и Росстата, чтобы понимать, чем занимается компания. Указанные ОКВЭД влияют на льготные ставки, пониженные тарифы страховых взносов, требования по оформлению лицензии. Всё это нужно указать при регистрации бизнеса в налоговой.
ООО
Для открытия ООО нужно пройти следующие шаги:
- Придумать название компании. Важно, чтобы название не было запатентовано кем-то другим и не включало сокращение «рос».
- Внести уставной капитал — не менее 10 000 ₽ при регистрации бизнеса.
- Выбрать юридический адрес. Можно зарегистрировать компанию даже по адресу прописки учредителя, но тогда придётся получить согласие всех членов семьи.
- Подготовить устав. В нём будут содержаться правила работы ООО, права и обязанности сторон и другая важная информация. Пример можно взять на сайте налоговой.
- Составить учредительный договор. Если компанию открывают несколько человек, то договор будет содержать правила решения спорных вопросов, доли бизнеса и ответственность каждого из участников
- Составить протокол собрания учредителей (или решение единственного участника). В нём содержится информация о создании ООО, назначении руководителя, внесении уставного капитала.
Зарегистрировать ООО можно разными способами:
- личный визит в налоговую;
- обращение через нотариуса с оплатой его услуг;
- регистрация через фирму-посредника за отдельную плату;
- регистрация через банк — в ВТБ это бесплатно.
При регистрации ООО в ВТБ не нужна госпошлина. Специалисты проконсультируют вас, помогут заполнить заявление, отправить документы в ФНС и откроют расчётный счёт.
Что нужно для регистрации ООО
Госпошлина
4000 ₽ либо бесплатно, если открывать ООО через банк ВТБ
Уставный капитал
От 10 000 ₽
Документы
Заявление, квитанция (опционально), устав, решение о создании ООО и назначении руководителя
ИП
Чтобы стать ИП, нужно заплатить госпошлину — 800 рублей, заполнить заявление на регистрацию и направить его в налоговую по месту своей прописки.
Будущему ИП нужно прийти лично в налоговую или МФЦ с заявлением, квитанцией об оплате госпошлины и паспортом. Онлайн это можно сделать только при наличии электронной подписи. Электронную подпись можно получить самостоятельно или поступить проще: зарегистрировать ИП с банком ВТБ. Также есть сложные и дорогие способы, например, зарегистрировать ИП через с нотариуса или отправить заявление заказным письмом — они также не очень удобны.
Зарегистрировать ИП можно разными способами:
- личный визит в налоговую;
- обращение через нотариуса с оплатой его услуг;
- регистрация через фирму-посредника за отдельную плату;
- регистрация через банк — в ВТБ это бесплатно.
Что нужно для регистрации ИП
Госпошлина
800 ₽
Документы
Заявление, квитанция об уплате госпошлины, паспорт, СНИЛС, ИНН
Есть путь намного проще: открыть ИП через банк, который сделает за вас всю бумажную работу. Достаточно заполнить онлайн-заявку, банк сформирует корректное заявление по форме, и вы дистанционно направите его в ФНС, предварительно подписав документы бесплатно выпущенной КЭП ФЛ. Через несколько дней банк передаст вам подтверждение о регистрации ИП и сразу откроет расчётный счёт для работы.
- Вам не придётся самому никуда идти. Это удобно, если вы не проживаете по адресу прописки: не нужно ехать в другой регион.
- Ниже риск отказа. Специалисты проверят данные и исправят ошибки, чтобы налоговая не отказала вам в регистрации из-за досадной опечатки или ошибки.
- Не нужно разбираться в правилах заполнения заявления: они регулярно меняются, и, если вы просто скачаете форму в интернете, может оказаться, что она уже устарела.
- Вам не нужно отдельно сообщать о выборе налогового режима: вы начнёте работу на том режиме, который укажете в заявке на сайте банка.
- Не нужно платить госпошлину за регистрацию бизнеса при подаче документов в ФНС через банк.
Что необходимо сделать сразу после регистрации
1. Встать на учёт в ПФР и ФСС
Сейчас налоговая сама автоматически передаёт сведения о вновь зарегистрированном ООО или ИП в Пенсионный фонд и Фонд соцстрахования. Об этом придёт подтверждение на указанный email в заявлении на регистрацию.
Самостоятельно нужно вставать на учёт как работодатель только в случае, если вы набираете сотрудников. Если стартуете в одиночку, ничего не нужно отдельно делать.
2. Получить печать
ООО обязано применять печать, заверяя все подписи сотрудников на документах.
Для ИП печать потребуется, если он нанимает сотрудников, участвует в госзакупках, занимается импортом или экспортом, принимает наличные в кассу, выписывает товарные чеки и накладные.
3. Открыть расчётный счёт
Для компании обязательно нужен расчётный счёт в банке, чтобы принимать и отправлять платежи контрагентам. Также нельзя получить деньги или заплатить другому ИП или компании наличными, если сумма сделки больше 100 000 ₽.
Сообщать об открытых счетах в налоговую не надо: банк сам передаст эти сведения. Например, если открывать ИП через ВТБ, никуда ходить не нужно. Банк сам отправит все документы в ФНС и откроет ИП за вас.
4. Получить электронную подпись
Чтобы можно было вести бизнес удалённо, обмениваться документами с любыми контрагентами, сдавать отчётность в налоговую и другие госструктуры, участвовать в электронных торгах, понадобится электронная подпись — заявку на её открытие можно подать онлайн. Например, в ВТБ оформляют квалифицированную электронную подпись всем клиентам всего за 30 минут в офисе банка.
Итоги
Бизнес можно зарегистрировать самостоятельно: выбрать режим, ОКВЭД, собрать документы, отправить их в налоговую и открыть счёт в банке. А можно просто обратиться в ВТБ, чтобы пройти все эти этапы с комфортом и поддержкой специалистов. Это сильно упростит процесс регистрации ИП или ООО и поможет исключить ошибки на старте.
Читайте также: