Послушал последнее интервью Ксении Собчак с Людмилой Петрановской с двойным профессиональным любопытством: во-первых, коллега, а во-вторых, дети, сиротство и усыновление. Отметил два плюса и один минус.
Плюс первый и главный
Интервью меня ничем не зацепило. И это несомненный огромный плюс. Собчак задавала хорошие, адекватные вопросы. Петрановская давала хорошие, адекватные ответы. Хотел написать не «хорошие ответы», а «нормальные ответы», но понял, что это неверно. Согласно «шапочке» стандартного распределения, о которой упоминает Петрановская, хорошие, адекватные ответы в настоящее время не норма, это большая (вернее, маленькая) редкость. Нормой является огромный, разнообразный, цветущий психологический, педагогический и клинический бред, вольготно плавающий по информационным просторам.
Плюс второй
Ее идея моратория на международное усыновление в России. Это важная идея. И она не имеет никакого отношения к «Закону подлецов» или «Закону Димы Яковлева». Я об этом уже писал. Известно, что в середине прошлого века нацисты уничтожали евреев вместе с детьми. В отношении украинцев это пока еще не так, хотя директор вещания на русском языке Russia Today Антон Красовский на днях в ходе программы «Антонимы» в беседе с Сергеем Лукьяненко сказал, что украинских детей «топить надо было, бросать в реку с бурным течением» и «в смерекову хату забивать и жечь этих детей».
Пока это еще не так. Сотни украинских детей уже погибли. Они погибают каждый день. Это ужасно. Но не менее ужасно, что украинских детей насильно вывозят с территории Украины и отдают на усыновление россиянам. Даже нацисты не додумались до такой изощренной жестокости. Детей врагов убивали, отдавали в рабство, но чтобы использовать как игрушку для бездетных семей — это плохо. Такое было ранее при колонизации, когда детей насильно отрывали от родителей, лишали права говорить на своем языке, носить национальную одежду. Канада сейчас умывается позором из-за вскрывшихся фактов массовой гибели детей в католических интернатах. Поэтому усыновление иностранных (читай украинских) детей нельзя сейчас законодательно закреплять. Эти слова Петрановской важны.
Минус только один
Я не согласен, что уехавшие из России люди, находящиеся в относительной безопасности, не имеют права советовать россиянам, которые остались, что делать. Ну, во-первых, свобода слова. Во-вторых, врач, который не болеет каким-либо заболеванием или не находится внутри зоны эпидемии, имеет же право советовать тем, кто болеет или находится внутри очага инфекции, как им лучше вылечиться и что нужно для победы над заразой? Мне кажется, что имеет, но это такое несущественное расхождение во взглядах, что можно было бы о нем и не упоминать.
Людмила Петрановская, как всегда, молодец. Ксения Собчак, на удивление, тоже ничего.