По дороге во Псков есть очень живописное место, чудесный уголок русской природы – музей-усадьба Вечаша. В усадьбе жил и творил композитор, музыкальный критик, педагог, дирижер и общественный деятель Николай Андреевич Римский-Корсаков. Среди его сочинений 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.
Мемориальный музей-усадьба Н.А.Римского-Корсакова состоит из двух усадеб – Вечаша и Любенск.
Сейчас усадьба Любенск закрыта, ее восстанавливают после пожара, который случился в июле этого года.
Посетили мы усадьбу Вечаша в начале октября, когда деревья и кусты покрыты "осенним золотом", дорожки аллей усыпаны опавшей листвой, которая приятно шуршит под ногами. Это место очень тихое и умиротворенное, хочется бесконечно гулять по пустынным аллеям, дышать свежим воздухом и наслаждаться красотой природы...
От парковки по узкой дорожке проходим к усадьбе через деревянный мостик. Погода пасмурная, иногда накрапывает дождик, который совсем не портит настроение.
Парк усадьбы украшают стройные березки, раскидистые клены, огромные дубы, высокие ели. Цвет листвы - от зеленоватого и ярко-желтого до оранжевого и багрового.
Глядя на такую красоту, сразу вспоминаются строки из знакомого с детства стихотворения Александра Сергеевича Пушкина:
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Имение Вечаша в конце XVIII в. было подарено Екатериной II Дмитрию Васильевичу Татищеву. О первом владельце напоминает фрагмент надгробия, которое находится рядом с усадебным домом.
В конце XIX века владелицей усадьбы была Софья Михайловна Огарёва, супруга полковника Федора Алексеевича Огарёва, дальнего родственника известного русского поэта и публициста Н.П. Огарёва. В собственности дворянской семьи имение находилось до 1919 года, затем было национализировано.
Идем по аллее к усадебному дому и попадаем в сказку...
***
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом...
...Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей...
А.С. Пушкин (отрывок)
Усадебный дом расположен на возвышенности, окруженный высокими деревьями и от этого он кажется совсем малюсеньким. Сидя на скамеечке можно долго созерцать эту осеннюю красоту, а можно просто "пошуршать" опавшими листьями.
Николай Андреевич Римский-Корсаков впервые посетил Вичаши в 1894 году и с этого времени он с семьей шесть раз снимает господский дом как дачу.
Небольшая усадьба с партерным садом, что примыкал к пруду, обрамленному группами вековых дубов, сразу же пленила Римского-Корсакова своей неповторимой красотой. Удобно местоположение дома – на вершине длинной гряды, которая тянется с востока на запад. С террасы дома открывается великолепный вид на любимое озеро Песно.
Олег Начинкин написал замечательное стихотворение про эти места:
Пусть в вехах дней своих забыта,
Аллей узорчатых полна,
И духом с музыкою слита
На камне старого гранита -
Невольной воли красота.
Здесь простыня живых садов,
В забвенных чащах тихо блещет...
И даром ветреных творцов
В дали озерных берегов
Себе признания наши шепчет.
Пусть небо пусто пустотой,
Пусть спит увенчатая свита,
Листва дерев. А тишиной,
Своей загадкою простой
Тайна природная - сокрыта!
Но здесь свой гений обретут
Все, что любили и мечтали...
И титул прелести найдут
В цветах, что музы нашептали.
Живописная природа Вечаши способствовала плодотворной работе. Здесь, Николай Андреевич создал свои знаменитые оперы: в 1894 году - "Ночь перед Рождеством", в 1895 - "Садко", в 1898 - "Царская невеста", в 1899 - "Сказка о царе Салтане" и в 1904 - "Сказание о невидимом граде Китеже", а также учебник "Основы оркестровки" и книги "Летопись моей музыкальной жизни".
Здесь и правда, можно было посвятить себя музыке целиком."Не видим ни одной знакомой души, с соседями не тянет знакомиться – это все какие-то глухие помещики" - писал композитор.
От усадебного дома к озеру ведет дорожка через деревянный мостик.
Направляемся к озеру.
Озеро Песно имеет почти округлую форму и глубина его не превышает 3 метров. Дно у берега песчаное, зарастает осокой, хвощом, рогозом и тростником. В водоеме водятся лещ, щука, плотва, окунь, линь и карась. Так что это озеро - отличное место для любителей рыбаки.
Очень красивое место. Лебедей мы не видели, но говорят, что эти грациозные птицы прилетают сюда.
***
Медленно и тихо пролетая,
Крыльями прекрасными шурша,
Лебедь их над Песно простирая,
В озеро спускался не спеша.
Белокрылый гость из белой сини,
Лебедь над водою закружит,
Нежная мелодия России,
В Песно словно песня зазвенит.
Породнившись с озером Вечаши,
Лебедь слышит где-то вдалеке,
Русской старины мотив звучащий,
Обращённый к солнцу и земле...
Нина Христианова (отрывок)
В «Летописи моей музыкальной жизни» Римский-Корсаков описывал это место: «Дом тяжёлой и неуклюжей постройки, но вместительный и удобный. Купанье прекрасное. Ночью луна и звезды чудно отражаются в озере. Птиц множество. Лес поодаль, но прекрасный. Работа спорилась. За лето почти полностью была написана опера "Ночь перед Рождеством".
И именно здесь, в Вечаше, в 1904 году появилась на свет внучка композитора, дочь его дочери Софьи Николаевны, Ирина Владимировна Троицкая (в замужестве потом ставшая Головкиной). В те дни, когда родилась очередная внучка, Николай Андреевич работал над "Сказанием о невидимом граде Китеже и деве Февронии". Эта опера стала наиболее значимой для Ирины Владимировны и, впоследствии, для членов её собственной семьи.
После национализации Вечаши усадебный дом сохранялся в качестве жилья для крестьян, приехавшими на работу в совхоз, но в 1929 г. был разобран на строительные материалы постройки жилищ в соседней деревне.
Старинному парку тоже был нанесен большой ущерб. Многие деревья срубили, на лужайках парка пасли скот, устраивали огороды. Аллеи зарастали, вся прежняя композиция парка распалась.
В 1907 году Н.А. Римский-Корсаков выкупил у А.В. Бухаровой усадьбу Любенск, находящуюся по соседству с Вечашей. В Любенске он также вёл активную творческую деятельность, написал оперу "Золотой петушок". Это был последний яркий всплеск его гения. Он словно боялся не успеть закончить работу над оперой, предчувствуя приближающийся конец. И предчувствие его не обмануло. Там же, в Любенске, в 1908 году Николая Андреевича не стало... Усадьбой Любенск наследники Н. А. Римского-Корсакова пользовались после его смерти 12 лет, пока их оттуда также не вытеснил совхоз. После этого усадьба была полностью разорена.
Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, среди его учеников около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов. Известный композитор и крупнейший представитель мировой музыкальной культуры XX века Игорь Фёдорович Стравинский так отзывался о педагогической деятельности своего учителя: «В моём музыкальном образовании есть одно большое преимущество — я занимался с Римским-Корсаковым..."
В годы Великой Отечественной немецкие войска, отступая, сожгли дотла все деревянные строения на территории усадеб. От зданий, в стенах которых Н.А. Римский-Корсаков сочинил столько прекрасной музыки, не осталось и следа. Уцелели только фундаменты, на которых уже в последнее десятилетие XX века были восстановлены усадебные постройки.
***
Обрываются речи влюбленных,
Улетает последний скворец.
Целый день осыпаются с кленов
Силуэты багровых сердец.
Что ты, осень, наделала с нами!
В красном золоте стынет земля.
Пламя скорби свистит под ногами,
Ворохами листвы шевеля.
Николай Заболоцкий
В составе экспонатов мемориального музея-усадьбы – прижизненные издания произведений Н.А. Римского-Корсакова, посмертная маска композитора, подлинные фотографии Вечаши и Любенска, полное собрание сочинений Н.А. Римского-Корсакова, стулья и кресла из дома в Вечаше, обнаруженные при раскопках на усадьбах предметы археологии.
В настоящее время в усадебном доме в Вечаше открыты две тематические экспозиции: "Природа в творчестве Н.А. Римского-Корсакова" и "Народное прикладное искусство Плюсского края XIX – XX вв.".
А в концертном зале усадебного дома проходят музыкальные вечера, творческие встречи, концерты, театрализованные экскурсии.
Гениальный человек, гениальный композитор. Истинное место для вдохновения и творчества он обрел в Вечаше. Ему нравилось все: и цветущая сирень, и яблоневые сады, и дом на пригорке, и озеро, в котором так хорошо было купаться ранним утром и перед закатом…Природа сама подсказывала образы и звуки…
Всем, кто увлечен музыкой, кому нравится творчество этого удивительного человека, я советую посетить Мемориальный музей-усадьбу Н.А.Римского-Корсакова Вечаши. Может быть именно здесь вы откроете для себя что-то новое и интересное. Мы обязательно вернемся в эти места, когда восстановят усадьбу Любенск, чтобы еще раз насладится этой красотой и вспомнить о человеке, который нам подарил незабываемые музыкальные произведения...
Всего хорошего!
Поставте "Лайк" если Вам понравилось.