Найти в Дзене
История живописи

Исторический живописец и передвижник Федор Бронников

Автопортрет, Ф.А. Бронников, середина 1850-х.
Автопортрет, Ф.А. Бронников, середина 1850-х.

Будущий художник родился в небольшом купеческом городе Шадринске Пермской губернии, его отец был иконописцем и соответственно его первым учителем. Потеряв отца в 16 лет, юноша отправляется с попутным обозом в далекий Петербург. Добравшись до столицы он нанимается подмастерьем и работает "за харчи и одежду" у известного в те времена гравёра Евстафия Бернардского. Там его и заметит известный скульптор Петр Карлович Клодт, автор тех самых "коней Клодта" на Аничковом мосту в Петербурге.

Клодт посодействует тому, чтобы бедного юношу взяли вольнослушателем в Академию художеств, и случилось это в 1845 году. В Академии Бронников будет обучаться долгие восемь лет, причем видя его старания и талант, но в то же время бедственное материальное положение, один из его профессоров добился для него ежемесячной стипендии. Этот же профессор, Алексей Марков, привьет юному художнику любовь именно к историческому жанру живописи, хотя и портреты вместе с жанровыми сценами тоже будут в творчестве нашего сегодняшнего героя.

"Портрет А.П. Боголюбова", Ф.А. Бронников, 1856. Один из примеров портретной живописи художника: с Алексеем Боголюбовым он познакомился еще во время обучения в Академии
"Портрет А.П. Боголюбова", Ф.А. Бронников, 1856. Один из примеров портретной живописи художника: с Алексеем Боголюбовым он познакомился еще во время обучения в Академии

В 1853 Бронников заканчивает учебное заведение с наивысшей медалью - большой золотой и на следующий год отправляется на стажировку в Италию. В Риме он встретит своих товарищей по обучению в Академии: Алексея Боголюбова, Алексея Чернышева и Льва Лагорио. Впоследствии Боголюбов напишет, что в итальянской столице Бронников "занялся своей культурой, много читал, всегда ревностно работал с натуры, а потому все картины его носят отпечаток знания исторического и археологического".

По окончании стажировки художник по состоянию здоровья остается жить в Риме. Там он в итоге и проведет большую часть своей жизни, изредка наведываясь в Россию. В 1863 году он пришлет в Академию художеств свою картину "Гораций читает свои сатиры Меценату", за которую сразу получит звание профессора Академии, минуя звание академика:

"Гораций читает свои сатиры Меценату", Ф.А. Бронников, 1863. Одесский художественный музей. Имя Гая Цильния Мецената, древнеримского покровителя поэтов и художников, спустя века, стало нарицательным.
"Гораций читает свои сатиры Меценату", Ф.А. Бронников, 1863. Одесский художественный музей. Имя Гая Цильния Мецената, древнеримского покровителя поэтов и художников, спустя века, стало нарицательным.

Любопытно, что Бронников, проживая постоянно в Италии, был принят в 1876 году в Товарищество передвижных художественных выставок, куда высылал свои работы для участия в выставках. Так же он участвовал и в международных выставках, так, на Всемирной выставке в Вене в 1873 году, его картину увидит Федор Михайлович Достоевский и напишет о ней:

... А стало быть, что же делает тут художник, как не доверяется скорее своей идее (идеалу), чем предстоящей действительности? Идеал ведь тоже действительность, такая же законная, как и текущая действительность. У нас как будто многие не знают того. Вот, например, "Гимн пифагорейцев" Бронникова: иной художник-жанрист (и даже из самых талантливых) удивится даже, как возможно современному художнику хвататься за такие темы. А между тем такие темы (почти фантастические) так же действительны и так же необходимы искусству и человеку, как и текущая действительность.
"Гимн пифагорейцев восходящему солнцу", Ф.А. Бронников, 1869. Третьяковская галерея, Москва. Пифагореизм - философское и религиозное течение в Древней Греции, его представители особенно почитали солнце. Картина получила медаль "за искусство".
"Гимн пифагорейцев восходящему солнцу", Ф.А. Бронников, 1869. Третьяковская галерея, Москва. Пифагореизм - философское и религиозное течение в Древней Греции, его представители особенно почитали солнце. Картина получила медаль "за искусство".
"Гимн пифагорейцев восходящему солнцу", Ф.А. Бронников, 1869. Острогожский историко-художественный музей, Воронежская область. Второй вариант картины про пифагорейцев.
"Гимн пифагорейцев восходящему солнцу", Ф.А. Бронников, 1869. Острогожский историко-художественный музей, Воронежская область. Второй вариант картины про пифагорейцев.

В дальнейшем Бронников участвовал в выставках в Лондоне, Филадельфии, Париже и Чикаго. В России же, участвуя в выставках передвижников, он будет в целом благосклонно (хотя и с некоторыми оговорками) принят, так, критики писали о его работах в 1885 году:

Изяществом техники и большой законченностью отличаются произведения Бронникова. Он принадлежит к прежней “идеальной” школе, которая удерживает этого художника, искренно любящего правду, от передачи неприглядных черт в изображаемом им сюжете. Его “Нищий у дверей богача”, его “Итальянский пастух” доказывают это наглядно. Того и другого можно назвать красивыми старцами, что не мешает понимать неприглядность положения обоих.
"Притча о Лазаре", Ф.А. Бронников, 1886. Тверская областная картинная галерея. Изначальное название картины - "Нищий у дверей богача" и именно эта картина участвовала в XIII выставке передвижников, но почему-то в музее она датируется 1886 г.
"Притча о Лазаре", Ф.А. Бронников, 1886. Тверская областная картинная галерея. Изначальное название картины - "Нищий у дверей богача" и именно эта картина участвовала в XIII выставке передвижников, но почему-то в музее она датируется 1886 г.

Художник не порывал связь со своей родной страной, неоднократно приезжал не только в Петербург, но и в свой родной Шадринск. После своей смерти в 1902 году, именно родному городу он завещает большую коллекцию своих картин, этюдов, рисунков и фотографий из личного архива. И в дополнение к этому еще и внушительную сумму (40 тысяч рублей) для открытия художественной школы. Коллекция из картинной галереи Бронникова стала основой для Шадринского краеведческого музея, действующего и поныне.

"В кругу семьи", Ф.А. Бронников, 1856. Шадринский краеведческий музей.
"В кругу семьи", Ф.А. Бронников, 1856. Шадринский краеведческий музей.
"Встреча царевны", Ф.А. Бронников, 1883. Шадринский краеведческий музей.
"Встреча царевны", Ф.А. Бронников, 1883. Шадринский краеведческий музей.
"Крещение князя Владимира", Ф.А. Бронников, 1883. Шадринский краеведческий музей.
"Крещение князя Владимира", Ф.А. Бронников, 1883. Шадринский краеведческий музей.

Спасибо, что дочитали, надеюсь, из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.