Будущий художник родился в небольшом купеческом городе Шадринске Пермской губернии, его отец был иконописцем и соответственно его первым учителем. Потеряв отца в 16 лет, юноша отправляется с попутным обозом в далекий Петербург. Добравшись до столицы он нанимается подмастерьем и работает "за харчи и одежду" у известного в те времена гравёра Евстафия Бернардского. Там его и заметит известный скульптор Петр Карлович Клодт, автор тех самых "коней Клодта" на Аничковом мосту в Петербурге.
Клодт посодействует тому, чтобы бедного юношу взяли вольнослушателем в Академию художеств, и случилось это в 1845 году. В Академии Бронников будет обучаться долгие восемь лет, причем видя его старания и талант, но в то же время бедственное материальное положение, один из его профессоров добился для него ежемесячной стипендии. Этот же профессор, Алексей Марков, привьет юному художнику любовь именно к историческому жанру живописи, хотя и портреты вместе с жанровыми сценами тоже будут в творчестве нашего сегодняшнего героя.
В 1853 Бронников заканчивает учебное заведение с наивысшей медалью - большой золотой и на следующий год отправляется на стажировку в Италию. В Риме он встретит своих товарищей по обучению в Академии: Алексея Боголюбова, Алексея Чернышева и Льва Лагорио. Впоследствии Боголюбов напишет, что в итальянской столице Бронников "занялся своей культурой, много читал, всегда ревностно работал с натуры, а потому все картины его носят отпечаток знания исторического и археологического".
По окончании стажировки художник по состоянию здоровья остается жить в Риме. Там он в итоге и проведет большую часть своей жизни, изредка наведываясь в Россию. В 1863 году он пришлет в Академию художеств свою картину "Гораций читает свои сатиры Меценату", за которую сразу получит звание профессора Академии, минуя звание академика:
Любопытно, что Бронников, проживая постоянно в Италии, был принят в 1876 году в Товарищество передвижных художественных выставок, куда высылал свои работы для участия в выставках. Так же он участвовал и в международных выставках, так, на Всемирной выставке в Вене в 1873 году, его картину увидит Федор Михайлович Достоевский и напишет о ней:
... А стало быть, что же делает тут художник, как не доверяется скорее своей идее (идеалу), чем предстоящей действительности? Идеал ведь тоже действительность, такая же законная, как и текущая действительность. У нас как будто многие не знают того. Вот, например, "Гимн пифагорейцев" Бронникова: иной художник-жанрист (и даже из самых талантливых) удивится даже, как возможно современному художнику хвататься за такие темы. А между тем такие темы (почти фантастические) так же действительны и так же необходимы искусству и человеку, как и текущая действительность.
В дальнейшем Бронников участвовал в выставках в Лондоне, Филадельфии, Париже и Чикаго. В России же, участвуя в выставках передвижников, он будет в целом благосклонно (хотя и с некоторыми оговорками) принят, так, критики писали о его работах в 1885 году:
Изяществом техники и большой законченностью отличаются произведения Бронникова. Он принадлежит к прежней “идеальной” школе, которая удерживает этого художника, искренно любящего правду, от передачи неприглядных черт в изображаемом им сюжете. Его “Нищий у дверей богача”, его “Итальянский пастух” доказывают это наглядно. Того и другого можно назвать красивыми старцами, что не мешает понимать неприглядность положения обоих.
Художник не порывал связь со своей родной страной, неоднократно приезжал не только в Петербург, но и в свой родной Шадринск. После своей смерти в 1902 году, именно родному городу он завещает большую коллекцию своих картин, этюдов, рисунков и фотографий из личного архива. И в дополнение к этому еще и внушительную сумму (40 тысяч рублей) для открытия художественной школы. Коллекция из картинной галереи Бронникова стала основой для Шадринского краеведческого музея, действующего и поныне.
Спасибо, что дочитали, надеюсь, из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.