Многим знакомы впечатляющие и абсолютно верные слова: «Все две с лишним тысячи лет западной философии — это всего лишь заметки на полях сочинений Платона».
Что же такого сказал Платон (429/427 до н. э. – 347/348 до н. э.), какую его поистине грандиозную, революционную мысль философы никак не могут переварить уже почти два с половиной тысячелетия? Впрочем, не только философы — все мы не можем от неё отделаться, ведь вокруг платоновского прозрения крутится вся европейская цивилизация, а значит, и жизнь каждого из нас...
Дело в том, что до Платона все люди — от раба до тирана, от гончара до философа, от воина до гетеры — не могли себе представить, что за пределами нашего мира есть что-то или кто-то ещё. Поэтому даже всемогущие греческие боги жили не где-нибудь в пятом измерении, а непосредственно в Греции, на горе Олимп: бери рюкзак с хлебом и вином и лезь вверх, если сил хватит — доберёшься. А царство мёртвых, Аид, располагалось под землёй: бери лопату да копай, если не будешь лениться — докопаешься. Абсолютно всё, что только можно придумать, по определению находилось в земной реальности (а где ещё-то?!) — просто в каких-то весьма далёких и труднодоступных местах.
Поэтому нам крайне трудно себе представить, насколько шокирующим для древних греков было озарение Платона о том, что реальность имеет пределы, за которыми есть совершенно другой, недоступный человеку, трансцендентный мир. Сейчас мы эту мысль воспринимаем как само собой разумеющуюся — но только потому, что она за 2400 лет пропитала всю европейскую культуру. А современники Платона были ею оглушены и ошарашены, а многие её просто не поняли — настолько она была для того времени необычной и контринтуитивной.
Так что же находится там, за границами нашей реальности, то есть в трансцендентном (то есть совершенно недоступном для нас) мире?
Если бы Платон сказал, что там плавает всякая мрачная ерунда — тухлые маслины, увядшие лавровые венки, дырявые грязные хитоны и прочий мусор — то таким образом он повысил бы статус земной реальности. Ну действительно, приятно же, что по сравнению с трансцендентной свалкой отходов мы живём в таком прекрасном месте.
Но Платон сделал ровно наоборот: он заявил, что мир, расположенный за границами нашей реальности, идеален. Там непринуждённо парят и ослепительно сияют идеи — совершенные модели предметов, явлений, живых существ, в общем, всего, что мы привыкли видеть вокруг себя. Речь идёт, конечно, не об идеях, придуманных людьми, а о вечных божественных идеях, которые были до людей и будут после.
Например, там живёт совершенная идея человека, совершенная идея сосиски, совершенная идея кота, совершенная идея стула. А в нашем мире эти — и все остальные — идеи обретают грубую плоть и... теряют своё совершенство. Поэтому в нашем мире грустный и некрасивый человек садится на неудобный и кривой стул, к нему приходит облезлый хромой кот, и человек кормит его невкусной сосиской.
Слова из песни Высоцкого «Всё не так, как надо» вполне отражают взгляд Платона на реальность. Если «так, как надо» и существует, то за границей нашего мира, а нам остаётся довольствоваться неказистыми материальными копиями прекрасных недостижимых идей, существующих вечно и не теряющих своего совершенства.
По сути, Платон сказал, что мы живём в глубоко и безнадёжно ущербной реальности, и от этого откровения европейская цивилизация не может оправиться уже более двух тысяч лет. Он заронил в сердца людей тоску по другому миру, идеальному, откуда мы пришли и в который должны вернуться — ведь, по мнению Платона, именно в том идеальном мире существуют человеческие души, временно воплощаясь на земле в телесной оболочке. Там — наш истинный дом.
Получается, что Платон — отец экзистенциальной тоски, депрессии, вечной человеческой ностальгии по чему-то невыразимо прекрасному и навсегда утерянному.
Когда вам плохо, когда вам кажется, что мир полон несправедливости, лжи, подлости и прочего уродства, когда хочется наклюкаться винишка и упасть на кровать лицом в подушку, знайте: виноват во всём он, древний грек, придумавший для нас сияющую, благую, идеальную, недосягаемую родину, по сравнению с которой наша привычная реальность — невыносима.
* * *
Мои книги по психологии и философии можно приобрести во всех серьёзных книжных розничных и интернет-магазинах, например, здесь.