Найти в Дзене
nashgorod.ru

В России медицинские отходы остаются в центре внимания законодателей и экологов

В рамках законопроекта планируется установить порядок обеззараживания отходов из медицинских учреждений, определить нормативы накопления и наладить учет их массы, а также регламентировать порядок перехода опасных отходов в твердые коммунальные отходы после обезвреживания. Данные меры помогут определить конечную точку их обращения и требования к фирмам, работающим с этим сегментом. Обезвреженные массы получат I–IV класс опасности, что позволит осуществлять их обращение по лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности. В частности, такими лицензиями обладают региональные операторы по обращению с ТКО. Пока что в России нет системы учета медицинских отходов. Таких данных нет у Росстата. Можно лишь примерно рассчитать их объем, исходя из норматива на 1 койко-место. Методика разработана в Минздраве России. Считается, что в сутки там образуется от 1,3 до 2,7 килограммов различных отходов. Однако данная методика не учитывает медицинские учреждения амбулаторного типа, где обслуживается большая часть россиян. Используя эту методику, можно предположить, что в России ежегодно образуется более 100 тысяч тонн медотходов. Методика не позволяет определить в образуемом мусоре объемы накопления разных категорий таких отходов, хотя их четыре: Класс А — отходы, не имеющие контакт с биологическими жидкостями пациентов и инфекционными больными. Практически — это обычные ТКО, только образованные в медицинских учреждениях и имеющие определенную специфику обращения. Класс Б — эпидемически опасные отходы, инфицированные и потенциально инфицированные микроорганизмами, в том числе: материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и другими биологическими жидкостями; патологоанатомические отходы; органические операционные отходы (органы, ткани); пищевые отходы и материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями. Класс В — отходы с чрезвычайной эпидемиологической опасностью. Критерием опасности медицинских отходов класса В является контакт с тяжёлыми инфекционными заболеваниями, сюда же относятся отходы микробиологических лабораторий. Класс Г — отходы с токсикологической опасностью, например, просроченные лекарства и ещё ряд подобных отходов, в том числе относящихся по классификации природоохранного законодательства к I–IV классу; ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование; лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфекционные средства; отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения, а также другие токсикологически опасные отходы, образующиеся в процессе осуществления медицинской, фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях. После обеззараживания часть опасных медицинских отходов классов Б, В и Г также может стать твердыми коммунальными. Например, при их термической обработке образуется зола, которая в других ситуациях является ТКО. О «серых схемах» обращения с медицинскими отходами в различных регионах России неоднократно заявляли экологи. Так, например, Свердловское региональное отделение «Российского экологического общества» в конце 2021 года утверждало, что одно из предприятий, утилизирующее отходы медицинских учреждений Екатеринбурга, вывозит их через пункт пересортировки на полигон ТКО в Белоярском районе Свердловской области. Общественники приводили фотофиксацию захоронения медотходов. Уральские СМИ также отреагировали на эту информацию. В сентябре 2022 года экологи снова провели фиксацию нарушений на полигоне ТКО. В настоящее время региональный ОБЭП изучает заявление активистов. Заместитель председателя комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Государственной думы РФ Жанна Рябцева рассказала журналистам, что законопроект сенаторов носит «междисциплинарный характер», так как затрагивает сразу несколько регуляторов — Роспотребнадзор, Минздрав России, Минприроды, Росприроднадзор. Базовым комитетом для подготовки законопроекта к рассмотрению является комитет по охране здоровья. По ее словам, надуманные неучтенные объемы медицинских отходов, отсутствие нормативов накопления и возможности тарифного регулирования делают сферу оборота медотходов кормушкой для нечистоплотных предпринимателей и управленцев больниц. Главное, что никто не понимает, куда эти отходы вывозят, какой у них реальный класс опасности, как и кто отвечает за их обеззараживание. «Как только в медучреждениях отходы грузят в машину утилизаторов, дальнейший след медотходов исчезает. Попадают ли они в обычные контейнеры ТКО или на полигоны отследить практически невозможно», считает Жанна Рябцева. Также она отметила, что далеко не все фирмы, которые занимаются медицинскими отходами, обладают необходимыми средствами обеззараживания и обращения с ними. В настоящее время эта деятельность не подлежит лицензированию и сертификации. Сроки принятия законопроекта пока неизвестны. Медицинские отходы продолжают приносить прибыль бизнесменам и попадать на контейнерные площадки ТКО и полигоны.