Найти тему

Причины математической тревожности у детей - объясняют специалисты методики Петерсон

Оглавление
Математическая тревожность - этим понятием описывают негативную реакцию на любые ситуации, связанные с решением математических задач, примеров и т.д.

Это явление впервые было описано в конце 50-х годов прошлого века.

В 1972 году была даже разработана система измерения уровня математической тревожности, которая в разных вариациях используется психологами до сих пор, в том числе для школьников разных возрастов.

В ходе самых ранних исследований проявлений математической тревожности было установлено, что:

  • математическая тревожность слабо связана с общим уровнем тревожности
  • математическая тревожность вообще не связана с уровнем развития интеллекта

Как может проявляться математическая тревожность?

  1. Необычное волнение, которое возникает у ребенка при одной только мысли о математике и во время выполнения математических заданий.
  2. Отказ от выполнения заданий по математике, т.е. ребенок не хочет даже попробовать решить задачу, поскольку боится совершить ошибку и думает, что математика приносит слишком много негативных эмоций. Ребенок заранее убежден, что у него не получится.
  3. Чувство одиночества: убежденность ребенка в том, что он единственный в классе, кто не может найти правильное решение задачи, что другие понимают больше и лучше.
  4. Чувство постоянства: ребёнок уверен, что математика не дается ему с рождения и это никогда не изменится.
  5. Недостаток уверенности в своих силах: ребенок думает, что он не способен самостоятельно без посторонней помощи выполнить домашнее задание, испытывает страх столкнуться с неразрешимой проблемой.
  6. Постоянные сомнения в правильности вычислений: ребёнок постоянно обращается за помощью по каждому даже самому элементарному вопросу.
  7. Внезапная паника на уроке: когда учитель просит ответить на вопрос, выйти к доске или во время контрольной работы.
Если ребёнок ненавидит математику, стоит проверить его на дискалькулию - нарушение обучаемости, когда человек испытывает трудности с математическими понятиями и овладением счётом и арифметикой.

Какие могут быть причины у данного явления?

У ребёнка сложные отношения с учителем

Человеческий фактор: не сложились отношения с учителем. Это может быть связано с манерой преподавания, отношением учителя к ученикам либо самому предмету.

Ребёнок отстаёт от программы

Ребёнку может не подходить темп освоения программы, заданный в классе. Необходимо быстро решать задачи, а в условиях ограниченного времени это вызывает стресс.

У ребёнка появились негативные установки

Если взрослые говорят о математике как о чём-то сложном, скучном, дети так и начинают воспринимать этот предмет.

Причинами математической тревожности может стать состояние нервного истощения, перегрузки, переутомление, слабое здоровье.
Причинами математической тревожности может стать состояние нервного истощения, перегрузки, переутомление, слабое здоровье.

Ребёнок не видит смысла заниматься математикой

Ребенок воспринимает занятия математикой как принудительную повинность. Он не чувствует возможностей для проявления инициативы, не может влиять на процесс своего обучения.

Оторванность математики от реальности

Дети просто не могут сопоставить задачки и примеры из учебника с реальной жизнью. Когда условия задач перекликаются с тем, что для ребёнка знакомо и применимо в повседневности, процесс решения вызывает больший интерес.

Личностные особенности ребенка

Низкая самооценка, неуверенность в себе, боязнь публичных выступлений. Страх ошибок: «если я ошибусь, то покажу свою глупость». Выход к доске превращается в пытку, "неправильные" оценки вызывают панику, развивается математическая тревожность.

Устойчивые стереотипы

Стереотипы могут быть разными, самые распространённые: гендерный («математика не для девчонок»), наследственный («я гуманитарий», «мне не дано». «мои родители тоже учились на тройки» и пр.).

-3

Чтобы побороть страх математики, рекомендуется пройти комплексную диагностику с психологом, выявить истинные причины математической тревожности и подобрать образовательный маршрут в соответствии с интересами и целями ребёнка.