В середине сентября глава «Роскосмоса» Юрий Борисов предложил производить в России по одному спутнику в день. Подобные идеи из уст российских чиновников звучат не впервые. Однако все это пока что больше напоминает мечты помещика Манилова из «Мертвых душ» Гоголя. Реальны ли планы нового главы «Роскосмоса»? И, вообще, нужно ли это? Разбирался Forbes.
Все придумано до нас
Серийное производство спутников было налажено еще в СССР. В 1970—1980 —е годы. Советский Союз совершал по 100 с лишним ракетных пусков в год, что сравнимо с масштабами всей современной мировой космонавтики
До трети таких запусков составляли спутники разведки серий «Янтарь» и «Зенит», которые производило одно предприятие — «РКЦ Прогресс». Запускать новые и новые спутники было необходимо из —за короткого срок их активной работы.
Сегодняшняя российская космическая отрасль тоже имеет практику серийного производства космических аппаратов, но, конечно, не в масштабах СССР. Красноярское «ИСС Решетнева» за 20 лет произвело несколько десятков навигационных спутников «ГЛОНАСС —М», низкоорбитальные спутники связи «Гонец» и геостационарные спутники связи на универсальных платформах серии «Экспресс».
В настоящее время Россия обладает спутниковой группировкой примерно из 150 действующих космических аппаратов. При этом глава «Роскосмоса» хочет, чтобы только за один год запускалось втрое большее число спутников. Это реально?
Эксклюзивная история
Одна из главных проблем космической индустрии – это фактическая невозможность масштабирования производства. То есть, по сути, нельзя взять и начать конвейерную сборку космических аппаратов. И том есть несколько причин
- Физика. Нельзя собирать одинаковые спутники и запускать на разные орбиты хотя бы той причине, что все они будут находиться в различных внешних условиях – радиация, температура, давление и т.д.
- Экономика Космический аппарат — это инструмент, который решает конкретные задачи. Для каждого из них должен быть свой потребитель, который закажет и оплатит необходимое количество. Никто не будет оплачивать тысячу спутников, если нужен один или десять.
- Менеджмент. Для производства современного спутника нужна надежная кооперация многочисленных проверенных поставщиков. Причем, в случае России, эта кооперация должны быть не только межотраслевой, но и международной, поскольку российская индустрия на сегодня не способна произвести на 100% российский спутник. При этом производители космических компонентов также ориентированы на штучное производство, а для производителей, работающих «на земле», наоборот, даже тысяча штук — мелкая партия, которая не будет приоритетной при организации производства.
- Прогресс. В мире постоянно появляются новые компоненты, материалы, более высокопроизводительные системы. Производитель космических аппаратов вынужден выбирать между выпуском старых версий, уступающих конкурентам, либо обновлением производственного цикла. В итоге возникают казусы — марсоход 2020 года был начинен «мозгами», уступающими смартфону 2010 года.
А оно вообще надо?
Ради чего сейчас России запускать 365 спутников в год, задается вопросом Forbes. И находит два ответа: дистанционное зондирование Земли и связь.
Ранее «Роскосмос» выступал с предложением проекта «Сфера», который был направлен на выполнение обеих задач. Чиновники говорили о 600 спутниках и о необходимости потратить от 300 млрд до 1,5 трлн рублей бюджетных средств. 22 октября первый спутник «Сферы» — «Скиф —Д» — запустили. Однако «Скифов» требуется всего 12 штук, а денег на «Сферу» выделяют всего 40 млрд рублей на ближайшие три года. Это не просто мало, а крохотно мало.
При наличии необходимого финансирования, при условии перестройки всех технологических цепочек, при изменении принципиального подхода к испытанию спутников перейти на конвейерное производство все —таки можно, считает Forbes.
Сегодня как минимум две компании в мире смогли решить эту задачу: SpaceX для создания низкоорбитальной системы связи Starlink и Airbus для системы OneWeb.
Но российской системе, ориентированной на внутреннего пользователя, будет намного сложнее из —за малых объемов внутреннего рынка и отсутствия у большинства населения серьезной потребности в спутниковом интернете. Для удаленных регионов хватит и дюжины «Скифов»
Таким образом, коммерческий успех маловероятен, а возможности государственного финансирования уже продемонстрированы скромным бюджетом «Сферы». В итоге все пожелания главы «Роскосмоса» – это пока что даже не план, который можно было бы как —то реализовать, а обычная «маниловщина», резюмирует Forbes.
Спасибо, что дочитали до конца
Ставьте 👍 - это важно для нас
Не забудьте подписаться на канал