Найти в Дзене

Закодированная Мода

Я думаю, что кого-то из вас, также как и меня, интересует происхождение вещей и их путь в истории. Много привычных для нас предметов одежды сильно видоизменились со времени своего рождения, а многие просто канули в лету....

Они были похожи на снежинки, сотканные из шелка. Когда-то несколько веков назад за ними гонялись так же лихорадочно, как за золотом на черном рынке. А сегодня на винтажных маркетах оно само «на вес золота». Кружево.. В 18 веке не было двух одинаковых кружев. Кружево всегда было связано с тем, как вы выставляете напоказ свою индивидуальность. Кружево помогало рассказывать истории, сплетая настоящую полосу персонажей на манжетах рукавов и воротничков. От библейских сказок до мифических зверей, вечных цветов и рыцарских сцен. Это действительно была самая красивая закодированная мода.

Портрет Анны де Веласко-и-Хирон (1585-1607), герцогини Брагансской
Портрет Анны де Веласко-и-Хирон (1585-1607), герцогини Брагансской
Английское игольчатое кружево 17 века с мелким жемчугом и стеклянными бусинками повествует о суде царя Соломона © Музей Виктории и Альберта
Английское игольчатое кружево 17 века с мелким жемчугом и стеклянными бусинками повествует о суде царя Соломона © Музей Виктории и Альберта

В отличие, скажем, от столь же сложного и очаровательного якобинского рукоделия той эпохи, которое в основном изготавливалось мужчинами, кружевное мастерство процветало как в высших, так и в низших эшелонах общества, как в обычных домашних сферах, так и в королевской моде; “Кружево также изготавливалось дома, для украшения домашнего обихода белье, одежда и другие предметы, - объясняют специалисты Музея Виктории и Альберта. Им покрывали бы твое платье, твою чашу – даже твой гроб. Чем богаче вы были, тем более экстравагантными становились вещи" Манжеты и воротнички из кружева могут сказать о вашем богатстве не меньше, чем бриллиантовые ожерелья или золотые кольца.

Портрет, приписываемый Уильяму Ларкину, 17 век
Портрет, приписываемый Уильяму Ларкину, 17 век
Кружевной воротник, венецианский, около 1610 года. Государственный музей, Амстердам
Кружевной воротник, венецианский, около 1610 года. Государственный музей, Амстердам
Кружево Puncetto
Кружево Puncetto

Английский король Карл I, вечный модник, требовал 1600 ярдов ткани для своих рубашек. Кружевная работа могла использоваться в качестве финансового рычага, контрабандно перевозиться через границы и символизировать политические и супружеские союзы.

Портрет Томаса Поупа в белой тунике, расшитой золотом, и с желтым кружевным воротником работы Уильяма Ларкина. (Лондон, около 1580-1619)
Портрет Томаса Поупа в белой тунике, расшитой золотом, и с желтым кружевным воротником работы Уильяма Ларкина. (Лондон, около 1580-1619)
Кружевной бордюр конца 16 века. Южногерманский или итальянский / Метрополитен-музей искусств
Кружевной бордюр конца 16 века. Южногерманский или итальянский / Метрополитен-музей искусств

Как определить кружево. Кажется что легко. Сможешь объяснить это? Нет. По данным различных энциклопедий это “декоративная ажурная ткань, созданная путем петель, скручивания, плетения или завязывания нитей вручную или на машине”. Кружево было не столько тканью, сколько техникой. Его основными категориями, когда мы говорим о кружеве ручной работы, являются “игольное кружево, коклюшное кружево и декорированные сетки”. Каждая из них требует ловких рук для такого крошечного завязывания узлов, скручивания, плетения и многого другого…

Итальянское кружево. Музей изящных искусств, Бостон.
Итальянское кружево. Музей изящных искусств, Бостон.
Детали “Портрета молодой женщины” Николаса Элиаша Пикеноя, 1632 год / Музей Дж. Пола Гетти
Детали “Портрета молодой женщины” Николаса Элиаша Пикеноя, 1632 год / Музей Дж. Пола Гетти

Основой всего кружева была – сетка! Её происхождение уходит корнями в глубь тысячелетий, а само слово “кружево” происходит от латинского корня, означающего ловить, laceum. Только в 16 веке искусство кружевоплетения приобрело настоящую экстравагантность в Европе, а затем распространилось в Америку.

Ошейник (предположительно ирландский) 1890 года выпуска. / Метрополитен-музей искусств.
Ошейник (предположительно ирландский) 1890 года выпуска. / Метрополитен-музей искусств.

С Востока ввозились шелковые нити и драгоценные металлы, создавались целые конкурсы по изготовлению кружев. Это вышло за рамки домашнего хобби и стало способом выставить напоказ свой статус; церкви заказывали “панно”, в которых разыгрывались библейские сцены, и нередко можно было найти кружевные украшения на гробах и колесницах, а также на манжетах аристократов.

Ирландское кружево, вязаное крючком, деталь 1850 года.
Ирландское кружево, вязаное крючком, деталь 1850 года.

К середине 19-го века появились более дешевые и быстрые средства производства. Бумажные вырезы традиционных кружевных узоров, известные как “ажурная кружевная бумага”, стали популярными, а хлопчатобумажные нити – вместо золота и шелка – стали в моде. С одной стороны, приверженцы кружевоплетения могут пожаловаться на упадок индустрии, некогда занимавшейся уникальным искусством ручной работы. Вполне объяснимо. С другой стороны, не каждый может позволить себе золотую нить. Промышленная революция помогла романтике кружева стать более доступным и красочным местом для всех.

Лив за работой в Бельгии, 1977 год / Lieve Jerger
Лив за работой в Бельгии, 1977 год / Lieve Jerger

Дух такого мастерства живет в работах современных художников, таких как Лив Йоргер. Родившаяся во Фландрии, в Бельгии – одной из "горячих точек" кружевоплетения в 17 веке, – Лив научилась этому ремеслу у своей бабушки и примерно с 1970-х годов делает аллегорические "медные" кружева на дубовых бобинах своей бабушки. Поэтому, будем надеяться и верить в светлое будущее этого искусства, пронизанного историями из разных поколений. И что, в следующий раз, когда мы наткнемся на кусочек кружева или забытую шпульку, мы воспользуемся моментом, чтобы оценить диапазон этого мастерства. В конце концов, мы никогда не знаем, где и как оно проявится в наши дни…

"Морские ежи" на выставке которую проводила в Сингапуре в 2016--2017 годах компания  Choi+Shine Architects
"Морские ежи" на выставке которую проводила в Сингапуре в 2016--2017 годах компания Choi+Shine Architects

С уважением, Ваш проводник в мир винтажной моды НК @Наталья Костина