В 2022 году мы проехали маршрутом от Владивостока до Санкт-Петербурга. Геоэкспедицию от Тихого океана до Атлантического назвали "От Петра до Петра". Описание всей дороги от Владивостока до Санкт-Петербурга мы поделили на трассы. Большинство главных трасс России называются по водным объектам, в районе которых трассы и проложены. Наш маршрут "От Петра до Петра" проходил через трассы Уссури, Амур, Байкал, Енисей, Сибирь, Иртыш, Урал, Волга, Нева.
Трасса Амур - это дорога от Хабаровска до Читы. Протяженность - около двух тысяч километров. И это самый сложный участок дороги от Владивостока до Санкт-Петербурга как для строителей, так и для водителей.
История
Еще до революции дорога, как дублер Транссиба от Москвы до Читы было проведена, но из-за гражданской войны строительство дороги дальше на восток остановилось. От Хабаровска знаменитую дорогу под названием "Колесуха" довели к 1910 году до Благовещенска. На этом развитие дороги остановилось. Во время второй мировой войны от Хабаровска в сторону Читы предпринимались попытки проложить Колесуху и дальше, но до Читы автомобильную дорогу так и не пробили.
С 60-70х годов вновь начинаются попытки связать Дальний Восток с Сибирью. На протяжении трех десятилетий практически заново пытались отстроить 2 тысячи километров дорог. В 80-90х годах считается, что средняя скорость строительства была 35 километров в год.
Существуют легенды, что некоторые авантюристы, искатели приключений умудрялись проехать несуществующей трассой в 90х годах на мотоциклах. Но и им приходилось в самых сложных участках пересаживаться в рельсовые вагоны и перевозить свой транспорт железной дорогой.
Зимой было проще
Многие перевозчики японского автопрома в европейскую часть России знают, что в 90х и начале двухтысячных годов трасса все таки существовала. Существовала зимой. Когда болота сковывались льдом, и реки замерзали, то от Хабаровска до Читы дорога как бы появлялась и становилась проходимой. На ней не было указателей, перегонщики ехали в слепую спрашивая дорогу друг у друга. Иногда приходилось ждать неделями расчистки зимника, иногда ждать сильных морозов для замерзания переправ. Но "дорога" была. И сотни людей каждую зиму отправлялись во Владивосток для покупки, перевозки и перепродажи японского автомобиля.
Считается, что "сквозное движение" по дороге было открыто в 2004 году. Но это была не дорога в привычном понимании. Это был Путь состоящий из щебня и местами из временных мостов, местами без оных. В 2004 году дорогу открыли насквозь только для дорожной и спецтехники. Если вы на тракторе, а временные мосты не снесло паводком - вы проедете.
Настоящая же круглогодичная дорога стала появляться лишь 2010 году. Асфальт был далеко не везде, но с этого момента шансов проехать трассу стало значительно больше.
Все помнят несколько желтых Лад - Калин, которых везли за президентом, который приехал открывать трассу. Тогда в центре Хабаровска открыли символичный нулевой километр трассы Амур, а в районе поворота на Благовещенск обновили знаменитую стелу Москва-Владивосток. Это то самое место, где "Дальний Восток стал Ближним"... Сказал однажды один высокопоставленный чиновник, когда открывал по дороге сквозное движение..
Считается, что полностью дорогу заасфальтировали к 2015 году.
Современное состояние. Лето 2022 года.
Дорога существует. Асфальт действительно лежит на всем протяжении, не считая участков дорог, где прямо сейчас ее реконструируют. Такие участки снятого асфальта, или насыпанного грейдера могут длиться до 10-12 километров.
Реконструкция дороги в две тысячи километров - дело перманентное. А в условиях многолетней мерзлоты - дело вечное.
Реальная проблема в том, что летом температура воздуха в 32 градуса - нормальная температура для этих мест. Но там под ногами, под асфальтом, по которому мы едем в такую жару с включенным кондиционером, там под колесами и асфальтом лежит перемешанный лед с землей, с камнями, с глиной. Это остатки ледникового периода. Того, что растаял на поверхности примерно 9-12 тысяч лет назад. В европейской части России под землей за прошедшие тысячи лет все растаяло, суммарно в течении года Европа значительно теплее азиатской России. Но в Сибири, в местах, отдаленных от океана, зимой слишком холодно. А лето короткое. И под землей, за 10 тысяч лет многолетняя мерзлота так и не успела растаять. Когда летом жарко - верхние слои почвы подтаивают, лед превращается в воду, вода утекает ниже, где растапливает мерзлоту или замерзает вновь. Так под землей появляются пустоты. Дорога проваливается. Отсюда и появляются те волнообразные дороги, о которых рассказывают перегонщики. Выкопать всю мерзлоту невозможно. Она уходит вглубь на десятки, а то и на сотни метров.
Поэтому строители создают теплоизоляцию, такой термос - холодильник высотой в несколько метров. Попросту насыпают песка, чтобы под дорогой мерзлота летом не таяла. Но как показала практика, сколько бы метров теплоизоляции строители не клали, все равно в разных местах дорога проваливается, образуются ямы или местная разновидность ям - волны.
Ямы и волны - самая большая проблема трассы. Они встречаются неожиданно. Бывает, что можно ехать полчаса и все время расхваливать дорожников. И совсем неожиданно в середине полосы появляются ямы глубиной в полметра. Летнее колесо легковушки провалившееся в такую яму может запросто лопнуть. А машины могут получить такие удары, что необходим ремонт. Яму конечно заделают. Но через месяц, может и через полгода.
Волны же опасны тем, что они попросту подкидывают. Подкидывают как легковушку, так и груженые фуры. На первой волне на скорости от 60км/ч и выше вы летите вверх, и, когда приземляетесь, можно опасно поймать гребень второй волны. Здесь как повезет. Волны всегда разные. Если приземляться на гребень, и пружины транспорта еще не распрямились - происходит сильный удар по подвеске и корпусу машины. Как это все выдерживал наш Хастлер - мы до сих пор не понимаем.
В отличии от ям, волны можно предугадать по следам от фур. Поскольку фуры длинные, то у них одни колеса подлетают, а другие колеса цепляются за асфальт и шины оставляют черные следы на асфальте. Если видите полоски от черных шин - значит впереди волны. Скорость лучше сбавлять километров до сорока в час. Иначе можно неудачно приземлиться.
Инфраструктура
Хочется сказать, что инфраструктуры здесь нет, но это не совсем так.
Заправки есть. Самое большое расстояние между заправками мы насчитали в 70 километров. Всего 70 километров. В Карелии есть расстояния между заправками и побольше. Однако проблема может быть в том, что заправка есть, а бензина нет. Или вообще бензин есть, а нужное именно вам топливо отсутствует. Например под Ерофеем Павловичем мы не смогли купить 95й бензин на трех заправках подряд. 92-й был практически всегда. Хастлер ехал и на 92м, но полный бак мы все же не стали заправлять.
Сервисные службы тоже существуют. Шиномонтаж и легкий ремонт подвески делают около поселков. Услуга очень популярная. Как правило сервисы находятся на перекрестках трассы с отворотками к поселкам.
Связь тоже есть, почти везде. Может пропадать в низинах гор. С интернетом сложнее. Но и он присутствует. Нужно отлавливать. Но в целом на каждые сто километров всегда будут участки где интернет хорошо работает.
Кафе так же - у поворотов на поселки.
Мосты. Проблема мостов - такая же как с ямами и волнами. Ну не умеют у нас мосты соединять с дорогой. И дорога может быть хорошей, и мост может быть хорошим, а там, где они соединяются, всегда происходит удар в подвеску. В 90% случаев там всегда яма.
Достопримечательности у дороги
Помимо собственно городов которые либо напрямую соединяет, либо касается трасса: Хабаровск, Биробиджан, Благовещенск, Чита, сама по себе трасса - это красота от природы. Красота гор, рек, чистого безоблачного неба. Мы предполагаем, что самое лучшее время года для поезди по этой дороги - осень. Не поздняя осень: когда листва уже пожелтела, но еще не облетела с деревьев.
Перечисляем достопримечательности от Хабаровска, в сторону Читы:
У самого съезда с Хабаровска - знаменитый мост через Амур. Мы видели его все. Это тот самый мост, что на купюре в пять тысяч рублей. Как попасть к этому виду мы описали отдельно. Самая главная достопримечательность Хабаровска описана здесь. здесь .
Волочаевская сопка. Обязательно заедьте в это место на часик. Поднимитесь ногами на самый верх. Необычный памятник, правда?
Про Биробиджан читайте отдельно.
Та самая стела Москва-Владивосток, где "Дальний Восток стал Ближним"
Про Благовещенск читайте отдельно.
Сопка Любви под городом Свободный. Здесь обалденный вид на Зею, и должны быть хорошие места для стоянки с палаткой. О том, как выглядит городе Зея, река и Зейское водохранилище - читайте здесь.
В городе Свободный, особенно если вы с детьми, заезжайте на самую длинную детскую железную дорогу России. Приключения на три часа вам гарантированы. Поезда отправляются по четыре раза каждый летний день. Помимо обучения детей и развлечения для взрослых, этой дорогой пользуются и дачники, и те, кто хочет искупаться в местном озере.
После Свободного сверните к городу Циолковский и посмотрите на Ракету. Будем считать, что именно она изображена на купюре в 2000 тысячи рублей. Если быть дотошным, то может и не она, но город имеется ввиду именно этот. В сам город Циолковский вас скорее всего не пустят. Но если озаботится заранее, то за семь тысяч рублей с человека на стартовую площадку водят экскурсии.
В городке Шимановск нам пришлось заехать, чтобы двухлетний Арсений Сергеевич погулял. В поездке всегда выделяем хотя бы час на игры ребенка. Лучше всего найти крутую детскую площадку. В Шимановске оказалось, что работают детские аттракционы. Целых три штуки. Цена 100-120 рублей за кабинку. Еще там же большая бесплатная детская площадка.
В городе Зея есть как и выбор гостиниц, так и 11я по мощности в России гидроэлектростанция. Про город Зея мы написали статью, которая очень не понравилась "местным" жителям.
Албазин. Легендарный город с легендарной историей. Вы наверное ничего об этом городе не слышали, но мы вас туда зовем. Сейчас место называется Албазино. Про лесную дорогу к нему, про сам древний город Албазин и как хорошо оттуда виден Китай читайте отдельно здесь.
В Сковородино и Ерофей Павлович мы не рекомендуем заезжать без особой нужды. Мы же заехали и считаем, что Ерофей Павлович - самый унылый город нашей поездки.
В Богом хранимой Могоче был самый первый Бухлер со стороны Владивостока в кафе Туая. Обед обошелся в 600 рублей на двоих.
Перевал имени Юрия Тена подарит вам спокойный отдых на часик с упоительными видами на горы и трассу Амур.
У городка Чернышевск дорога переходит из таежной в степную-лесостепную зону. Горизонт уходит за десятки километров. Небо все такое же безоблачное.
За Чернышевском - Открытый музей сельскохозяйственной техники под открытым небом у кафе Багульный.
Про Читу читайте отдельно.
Наш маршрут по всей трассе с посещениями столичных городов, а так же Албазина, города Зея, Сковородино, Ерофея Павловича и Могочи был преодолен за семь дней. Перегонщики преодолевают маршрут за два дня. Но если вы едете ради удовольствия и познания самой глубинки России, то не торопитесь. Заглядывайте в каждый уголок трассы. Ведь никто не знает, окажемся ли мы здесь еще когда-нибудь.
Содержание в главах:
Владивосток - Санкт-Петербург на кей-каре.
Описание трасс:
Трасса Байкал. Описание дороги от Читы до Иркутска.
Трасса Уссури. Описание дороги от Владивостока до Хабаровска
Трасса Сибирь. Описание дороги от Иркутска до Новосибирска.
Трасса Енисей. Описание дороги от Красноярска до Абакана.
Трасса Иртыш. Описание дороги от Новосибирска до Омска.
Дополнительные материалы о маршруте от Владивостока до Петербурга:
Подготовка к путешествию через всю страну. От Петра до Петра.
Какой автомобиль мы выбрали для такой поездки?
Перелет от Петербурга до Владивостока с двухлетним ребенком.
Аэропорт Кневичи - вокзал Владивостока на аэроэкспрессе. Первый день в городе.
Заброшенное радиопрозрачное укрытие или просто Шарик. Сопка Монастырская. Владивосток.
Зея. Город в Амурской области. Река. ГЭС. Дороги. Тыгда.
Албазин. Забытая крепость. Заброшенная дорога к забытой крепости.
Ерофей Павлович вне конкуренции. Самая дорогая гостиница от Владивостока до Петербурга.
Как Островок украл у нас деньги. Как подбирать гостиницы с марта 2022г.
Публикации постоянно обновляются и добавляются.