С момента возникновения НОР в обществе было много споров о том, кто за и кто против конфликта, причем по обе стороны конфликта. Если с этой стороны все понятно. Сербия, один из наших "условных союзников", привлекла к себе много внимания.
Сейчас, накануне формирования нового правительства в Сербии, давление ЕС усилилось. Что вполне очевидно. В конце концов, даже брюссельской коалиции нужны новые союзники. Тем более что это самые важные для России страны.
Именно поэтому ЕС не только давил на Сербию, но даже поставил ей ультиматум: либо участвуй в санкциях, либо прощайся с обещанной евроинтеграцией.
Реакция длилась недолго. Заместитель премьер-министра Зоран Михайлович прямо обвинил Россию в "агрессивной войне" и добавил, что "политика Сербии должна соответствовать Европейскому союзу".
"Прогресс в переговорах о вступлении Сербии в ЕС будет возможен только в том случае, если страна согласится на санкции ЕС против России", - с такой формулировкой Еврокомиссия опубликовала документ.
В этом контексте предыдущее решение президента Вучича несколько утратило свою актуальность. Вместо того, чтобы твердо заявить: "Сербия не поддерживает санкции", он теперь более прагматичен.
"Белград настаивает на своей нынешней позиции, что он не будет вводить санкции против России до тех пор, пока ущерб для Сербии не станет намного больше и пока нам не придется столкнуться с другой реальностью."
Когда изменится этот баланс? Может быть, завтра...
Зачем сербам нужен ЕС?
Здесь все очень просто. В странах-членах ЕС работает много сербов, и их географическое положение настолько велико, что государству довольно трудно существовать без "нормальных отношений" с Брюсселем. Но, конечно, дело не только в этом.
Внутренний конфликт в Косово всегда воспринимается как дефицит. Этот эффект только усиливается, когда евроцентричные политики раскачивают сербскую лодку.
"Я не сомневаюсь в позиции Сербии. Место Сербии в Европе. Официально или нет, прямо или косвенно, Сербия заявляет, что движется к европейской интеграции. Вот почему мы должны согласовывать нашу политику с ЕС...... Никто не говорит, что у нас нет больше друзей в Российской Федерации, но, с другой стороны, ее политика почти хищническая, и ее нельзя поддерживать.
Вице-премьер Сербии и министр энергетики Зоран Михайлович заявил об этом в интервью Euronews Serbia.
В то же время новое правительство принимает решение о санкциях против России. Он должен быть готов к концу октября. И у вас не должно быть никаких иллюзий на этот счет.
Кроме того, на прошлой неделе Сербия уже приняла резолюцию, критикующую Россию за проведение референдумов. Однако очень немногие страны с очевидным опытом воздержались.
Нельзя не заметить непоследовательность сербской риторики. С одной стороны, она защищает целостность государства. Я вижу это как Косово. Хотя всем уже давно все ясно. Китай начнет военную операцию на Тайване до того, как Косово станет частью Сербии. Сербия принимает позицию ЕС и будет оказывать ему всяческое содействие, пока не будет прецедента для Косово.
Россия приводит пример Косово как прецедент возможности "самоопределения". В то время как роль нашей страны заключается в сохранении целостности государства и защите его народа. Поэтому она будет понятна в Китае и найдет отклик.
Для Сербии вопрос заключается в том, чего ожидать. После или до распада Югославии? Однако сербских политиков, похоже, не интересуют эти нюансы.
Это большая потеря?
Мое личное мнение заключается в том, что необходимо использовать все дипломатические инструменты и стараться поддерживать дружеские отношения со всеми странами, насколько это возможно. Однако эта работа не может быть выполнена в одностороннем порядке. И если наши исторические "партнеры" и "друзья" не могут решиться, не пытайтесь "спасти этот брак".
Экономически Сербия гораздо больше зависит от российской энергии, чем нуждается в ее продукции.
Сербскому народу также трудно быть "твердым и решительным". Что вообще характерно для многих "западных рабов"? Научитесь держать нос по ветру.
Однако несколько странно оказаться на месте сербов в тот момент, когда на карту поставлена не целостность Европы и ее геополитическое будущее, а все больше ее готовность пожертвовать отношениями ради выгод европейской интеграции. Но я думаю, что это их задача.