О том, как устроена и что из себя представляет центральная образовательная технология СКОЛКОВО, на каких принципах строится учебный процесс в Школе, рассказали авторы ее флагманских программ: Андрей Волков, Николай Верховский и Елена Бондаренко, модерировал Вячеслав Григорьев.
В основе многих программ Школы управления СКОЛКОВО лежит уникальный проектный метод, основанный на работах Георгия Щедровицкого и Московского методологического кружка. Он представляет собой следующее поколение бизнес-образования после learning by doing — learning by development.
В 2005 году Андрей Волков, вдохновленный теорией оргдеятельностных игр, рассказал одному из основателей Школы управления СКОЛКОВО про образование с точки зрения технологий. Вместе они решились на масштабный эксперимент по воспитанию нового поколения управленцев и предпринимателей для страны на уникальном методе проектной работы.
В 2008 году the Метод был впервые испробован в сегменте корпоративных образовательных программ — в него поверило руководство компании «Евраз», топ-менеджеры которой пришли учиться в Школу. Уже более 13 лет на методе СКОЛКОВО строится целый комплекс программ, обучение по которым прошли более 40 тысяч бизнесменов и управленцев разного уровня. Метод получил общественное признание, что подтверждает целая серия международных наград.
Сегодня в орбите Школы работают более 20 авторов и интерпретаторов этого подхода, и каждый по-своему реализует его в своих образовательных курсах.
Суть и структура Метода: технология программирования будущего
В широком смысле Метод представляет собой машину или механизм программирования будущего, где происходит восхождение к идеальному образу. Именно это восхождение и следующий за ним спуск в конкретику, переход к решению актуальной проблемы, является ядром подхода.
Вспомним задачу, где из шести спичек нужно сложить четыре треугольника. Двумерное пространство, в котором мы при этом двигаемся, не позволяет найти решение, а значит, нужно выйти в другую плоскость, изменить способ мышления — выстроить новую систему координат, добавив ось к существующей. Когда мы признаем, что наши средства мышления неадекватны решению конкретной задачи, у нас появляется шанс на обретение нового средства. Новые средства мышления меняют наши представления о том, как устроен мир, мы начинаем по-другому работать с языком, знаками, формами, а значит, получаем возможность сделать следующий шаг в своем развитии.
Метод, о котором идет речь, нацелен на выращивание таких технологий мышления, которые в дальнейшем смогут лечь в основу больших циклов развития или глобальных изменений, сравнимых с промышленной революцией конца XIX – начала XX века. Оргдеятельностная игра, на теорию и практику которой опирается этот подход, часто носит название «Ловушка для истории». История в этом смысле понимается как смена картин, формаций, длительных циклов, система переходов от картины мира, построенной на одних основаниях, к принципиально другой. Глобально наш Метод задуман с целью увидеть, поймать и вырастить такие формации мышления, которые будут адекватны следующему шагу исторического развития.
В масштабе Школы целью обучения является смена средств мышления, с которыми слушатели пришли на программу, на средства мышления, которые позволят им решить актуальные проблемы и существенно продвинуться в своей профессиональной деятельности.
Под сменой средств мышления мы подразумеваем не отказ от привычных воображаемых отверток и гаечных ключей и их замену на более прогрессивные инструменты, а самостоятельное создание, изобретение новых инструментов. Это как гаечный ключ, который врастает вам в руку, и другой становится сама рука. Важно понимать, что знание никем не передается – его нужно выстраивать самостоятельно.
В Школу управления приходят взрослые и состоявшиеся люди, а значит, их текущие схемы мышления и представления уже доказали свою эффективность в прошлом. Что нужно им, чтобы сделать следующий шаг в развитии? Общение и совместная деятельность с теми, кто имеет иное представление об окружающем мире. Ни один сложный объект нельзя охватить в одиночку — это возможно только в коммуникации и во взаимном действии. Именно на этом принципе строится логика, заложенная в программы Школы.
Центральной технологемой Метода является позиционность, поэтому одна из главных задач наших программ — ввести слушателей в позицию. Важно не путать позицию и должность. Чтобы занять позицию, нужно определить цель, средства и объект. Находясь в позиции, человек говорит: «Я думаю так, я считаю, что мир устроен так, и основания у этого такие. И поэтому у меня такие цели, такие средства и такой объект». В дальнейшем важно держать эту позицию и действовать, исходя из нее.
Работу в рамках Метода можно схематично описать через пять ключевых этапов:
- Анализ ситуации
- Проблематизация — ключевой элемент в любой технологии, потому что без постановки проблем не бывает развития
- Построение дизайн-модели решения проблемы
- Сборка организационно-деятельностной схемы или план внедрения
- Коммуникация, вовлечение всех участников в реализацию схемы
Action based learning: практическое применение Метода
Практикум для предпринимателей: сочетание Метода и игры
Программа «СКОЛКОВО Практикум» — это сложная образовательная многоуровневая инженерия, где Метод является ведущей технологией наравне с игротехникой, к которым добавляется предметно-инструментальное знание и рефлексия личного состояния. Игра здесь дает колоссальный технологический рывок, потому что позволяет слушателю в безопасном и пластичном пространстве увидеть свой способ действовать в той или иной ситуации, правила игры, по которым работает бизнес и индустрия в целом, найти инструменты и рычаги, как эти правила изменить.
Предприниматель мыслит схемами, и, чтобы построить проект развития, изменить норму, создать следующий шаг и поработать с будущим, ему обязательно нужно собрать конфигурацию из ресурсов и разных процессов, а для этого важна технология. В операционной деятельности, когда все силы и средства брошены на решение текущих проблем, работать над новыми схемами невозможно. Поэтому пространство Школы, где можно вести сложные тематические разговоры, разыгрывать различные комбинации, рисовать на стенах, выбирать позицию и вступать в коммуникацию с другими, позволяет предпринимателю собрать схему и вывести свой проект на новый виток развития.
Успех программы связан с тем, что на ней в моменте собирается огромный объем экспертизы и разворачиваются горизонтальные позиционные коммуникации, за счет которых происходит сильное обогащение участников в личном и профессиональном плане.
Master in Public Strategy: Метод в масштабе общества и государства
Master in Public Strategy (MPS) — единственная программа в Школе, на которой управленцы из предпринимательской, государственной, культурной, образовательной и научной сред проектируют будущее не только своих компаний, но и целых отраслей, объединившись в команды, разрабатывают масштабные проекты общественных изменений.
Программа разработана по авторской образовательной методике, где метод СКОЛКОВО сочетается с outdoor-практиками, что позволяет ускорить проблематизацию, динамику и углубить рефлексию участников за счет постоянного переноса из одной сферы в другую.
Движущая сила MPS состоит в так называемой «мыследеятельности». В командах из пяти-восьми человек участники размышляют, спорят, позиционно обсуждают общий для них объект следующего порядка (отрасль деятельности/ сфера/ регион/ страна) с целью найти подлинную проблему, которая не позволяет каждому достигать своих целей. От мышления они переходят к действию — тестируют гипотезы, анализируют, что работает, а что нет, после чего снова возвращаются к мышлению в поисках идеальной модели развития отрасли/сферы/региона/страны, а затем вновь пробуют свои идеи на практике. Обучение этому навыку позволяет решать задачи принципиально нового уровня и качества, чем те, которыми они занимались до этого. Участники получают способность и своего рода интеллектуальный ящик инструментов, чтобы размышлять о таком сложном объекте как государственное и общественное управление, создавать с их помощью новые миры и рано или поздно переносить их в свою практическую деятельность.
CDTO: digital mindset для трансформации компании
Пожалуй, самой проектно-ориентированной программой, построенной на Методе, можно назвать CDTO для собственников бизнеса, CEO, директоров и команд по цифровой трансформации компаний. Она создана для тех, кому важно научиться ориентироваться в новой бизнес-реальности, сформированной под влиянием платформенной экономики и цифровой революции, и ответить на вопросы: какой цифровой актив необходим бизнесу, чтобы создавать добавленную ценность клиенту сегодня; какие проекты запускать и в какой логике их реализовывать, чтобы обеспечить попадание в рынок и успешную экономику продукта; как вовлечь команду, чтобы она стала союзником и движущей силой цифровой трансформации.
Обучение помогает слушателям развить digital mindset (цифровое мышление), чтобы увидеть новые возможности для компании в цифровую эпоху и реагировать на риски. И эта трансформация мышления крайне важна, ведь шансы на выигрыш в конкурентной борьбе сегодня есть только у тех игроков, кто умеет управлять развитием, перезапускать и переизобретать компании. «Цифра» впервые дала возможность переизобрести свою компанию фактически заново и выйти на новую кривую роста, эффективности, производительности и доходности бизнеса. И именно за переход на эту новую кривую роста и отвечает CDTO.
Каждый модуль программы выстроен как законченный практический интенсив, что позволяет в логике «мыследеятельности» переходить от теории к практике и использовать новый мыслительный инструментарий, отвечающий духу времени, для решения конкретной бизнес-задачи. По итогам обучения слушатели разрабатывают готовые и рабочие проекты изменений компании с четырех фокусов: бизнес-модель, технологии, организация, культура.
Перспективы развития Метода
Одна из перспектив работы с Методом в рамках Школы — выход в метапрограммы, где в специально организованном образовательном пространстве соединятся представители различных управленческих уровней: будь то предприниматели, топ-управленцы, чиновники или менеджеры, с разным личным и профессиональным бэкграундом и системой координат. Коммуникация между ними по разным сложным темам будет выстраиваться на принципиально новом уровне и даст каждому из участников мощное приращение знаний.
Первый шаг — запуск отдельного модуля на Камчатке для смешанной аудитории, состоящей из выпускников разных программ Школы. Перемещение слушателей в экстремальные условия, что уже успело доказать свою эффективность с более 10 группами MBA, является технологическим или педагогическим дополнением к общему образовательному процессу. Это позволяет слушателям быстрее пройти ситуацию «предбанника» и переместиться в «интеллектуальную баню», где происходит самое интересное — развитие исследовательского мышления.
В целом, смысл работы с Методом все эти годы в Школе состоит в том, чтобы постепенно убрать все неопределенности, технологизировать все, что этому поддается: время, коммуникацию, флипчарты, схемы, тренинги, чтобы превратить подход в понятную и масштабируемую технологию, доступную для массового применения.
При этом важно понимать, что есть элементы процесса, которые пока невозможно технологизировать — это действие участника. Человек, обучающийся на программе, должен занять позицию и самостоятельно проделать существенную часть работы. Это действие человека всегда останется зоной неопределенности. Можно создать условия для самоопределения, но самоопределиться каждый должен сам.