Найти в Дзене

«Петроглифы — место злых духов, но там есть условия для туристов» — как КМНС Хабаровского края борются за место под солнцем

Хабаровский край богат не только своей природой, но и историей. Эта земля — родина коренных народов Севера, исторически их восемь: это нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены. Проживающий здесь этнос, постепенно исчезая, тем не менее вносит огромный вклад в развитие культуры, и эти жемчужины дальневосточного колорита нужно сберечь.

О работе по сохранению коренных народов и их культуры мы спросили у президента региональной общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов севера Хабаровского края» Любовь Одзял.

— Любовь Александровна, с какими трудностями сталкиваются современные коренные народы и какие вопросы вы помогаете решить?

— Цель нашей организации — доносить нужды и потребности коренных народов до органов власти. Мы также содействуем в реализации прав, рассматривая новые законы или их проекты. Существуют федеральные нормативные акты, которые обычный человек понять не сможет. Мы, в свою очередь, каждый регламент, порядок и закон вычитываем, сверяя с законом РФ. Проверяем, правильно ли дают разъяснения органиозации органов власти. Если хотят ввести новые запреты, то мы, перечитывая закон, можем указать, что требования в тех или иных нововведениях избыточные. Предотвращаем появление законов, которые ухудшают жизнь коренных народов.
Работаем и с личными обращениями: к примеру, кому-то выписывают штраф с явными нарушениями, помогаем отстаивать человеку права в суде. Каждый год мы сталкиваемся с вопиющими нарушениями прав. Так, на Амуре хотели ввести ограничения по рыболовной сетке в 50 метров, для промысла это ничто, необходимо минимум 200 метров, а для быта коренных народов именно рыболовство является ведущей отраслью. Любой новый закон мы прорабатываем и доносим доступным для народа языком. Формируем примеры для подачи документов, и тут важно все успеть, ведь сроки ограничены, а остаться без рыбы — это будущий скандал.
Бывает, что на места ловли рыбы у берегов приходят бизнесмены, составляя конкуренцию местным жителям. Тут подключаемся мы, узнаем, что за место, на каких законах планируется ведение предпринимательства, одним словом, защищаем права КМНС.

— Как вы заявляете о себе, откуда о вас узнают?

— Ассоциация работает с 90-го года и объединяет все народы благодаря районным ассоциациям. У нас 15 районов и 2 города, где население само избирает представителя, который выступает от лица данного района или города. Именно представители районов и обращаются к нам за помощью в случае проблемы с заготовкой дров, нехваткой оборудования для проведения культурных мероприятий и т.д. С появлением Интернета и сотового телефона можно поддерживать контакт почти с каждым представителем. У нас есть группы в Телеграм, где мы также списываемся, узнаем о наличии проблем и беремся за их решение.

— Какие планы на будущее стоят перед ассоциацией, по какому вектору развиваетесь?

-В планах — расширить базу сувенирной продукции и охотхозяйства. Считаем, что красивые меха можно производить, не нанося большой урон популяции редких и исчезающих животных. Приоритеты видим также в сохранении культуры и языка. Совсем скоро у нас выйдут электронные словари по ороческому, нигедальскому и удэгейскому языках. На сегодняшний день уже есть нанайский и ульчский. Можете даже найти и скачать, это очень интересно. В планах создать пособие для исчезающих языков: с 1 по 4 класс — для малочисленных народов, а для больших этносов — с 1 по 9 класс.

— Не так давно вы поставили спектакль. Как пришли к этой идее, о чем он?

— Новый председатель Солнечного района — безумно креативный, творческий человек. Совместно мы уже создали книгу, в которой собраны сведения об односельчанах и даже описаны некоторые обряды. В один момент у нее возникла идея поставить спектакль с определенным сюжетом и смыслом. В постановке были задействованы почти все — и дети, и взрослые.
В сценарии объединили несколько легенд. Главный герой Марген чем-то похож на персонажа из произведения «Сказка о царе Салтане» — также вырос за несколько дней. Его мать была ослеплена, и по сценарию юноша обращается ко всем, кого видел, в надежде, что кто-то ему поможет. Это не только красивое представление, но и актуальная тема современности – людское недоверие, озлобленность, общественное мнение и как оно на нас влияет.
Зрелище приняли на ура, и к нам поступила просьба организовать гастроли в Хабаровск. Помимо самого спектакля были организованы и другие мероприятия: народная кухня, мастер классы, показ фильма «Колыбельная для дракона». Публике безумно понравился наш «фестиваль».

-2

— К его реализации были подключены не только профессиональные актёры и танцоры, но и жители села, это было запланировано или случайное стечение обстоятельств?

— Задействовали действительно почти все село. Все актеры здорово играли, единственная проблема возникла при организации гастролей: было сложно отвлечь людей от быта, рутины. Нам также помогали художественные танцевальные коллективы, актеры из этого же района.

— Где уже успели показать спектакль, а где только планируется?

— Пока показали только в Хабаровске, но планируем еще в Комсомольске-на-Амуре. Для детей из деревень гастроли — это не только возможность презентовать свой труд, но и увидеть город. Город Юности чудесен и доброжелателен. Как раз в декабре там проходит праздник коренных народов, и мы ставим цель посетить его со своей программой.
Было бы хорошо, если бы каждое село поставило свой спектакль: здорово, когда люди объединяются, чтобы порадовать других, вспомнить корни, объединить людей.

-3

— Как вы считаете, кому могут быть интересны такие культурные проекты?

— Безусловно, для коренных народов ценно изучить опыт предков, которые может пригодиться и сегодня. Ведь это и навыки поведения на природе, в походах. Творческим людям могут быть интересны технологии плетения веревок или окрашивания натуральными красками. Вот вы знали, что ранее в качестве красителя использовали определенный вид орехов? Сейчас, правда, это растение исчезло. Считаю, что познакомить с культурой необходимо всех, в первую очередь — проживающих в Хабаровском крае, так как это история нашей земли.
К сожалению, в селах нет туристической инфраструктуры, туристам негде остановиться. У нас так много чего можно показать, но все едут на петроглифы, хотя это считается местом злых духов. Развить бы туризм для Европы, создав свой бренд Хабаровского края, как это уже сделали в Приморье.

«Коренные народы севера по религиозным взглядам верят в гнев духов. Осквернение священных мест может повлиять на дальнейшую судьбу. Считается, что неудачи случаются из-за преследования разгневанных духов. Нашептывая, они сбивают человека с толку и подталкивают на совершение тех или иных действий.»

— Ваше мнение, почему стоит поддерживать культуру коренных народов до наших дней, а не оставить её в учебниках истории?

— Любой язык, даже если не используется массово, продолжает существовать, пока нам нем кто-то говорит. Если мы сейчас потеряем тот же нанайский язык, нам его никто не вернет. Народ без сохранения своего языка начинает растворяться в толпе. Моя личная причина в том, что мой папа говорил на нанайском, называя его «смачным», вкусным. С сожалением замечаю, что сейчас мы не владеем уже им на том уровне, на котором говорили наши старики. Язык — это богатство, культура.

«Удэгейцы, проживающие у реки Анюй, —  немногие из коренных народов, которые сумели сохранить единение с  природой, прекрасно разбираясь в «походах» и природному быту.»
«Удэгейцы, проживающие у реки Анюй, — немногие из коренных народов, которые сумели сохранить единение с природой, прекрасно разбираясь в «походах» и природному быту.»

Дети из числа коренных народов сейчас не проявляют интерес к культуре предков, они больше познают мировую культуру в соцсетях. Как правило, ближе к 30 нас начинают «звать гены». Появляется желание узнать, кто мы такие, кто наши предки. Кто как не мы, взрослое поколение, сможем это рассказать и показать.
Согласно историческим источникам, только вдуматься, 23% орочев были призваны на Великую Отечечственную войну. К сожалению, вернулись живыми не все, и на данный момент чистокровных орочей очень мало. Народ как будто растворился. Наша главная память – язык и культура, поэтому наша главная задача — не повзолить им исчезнуть.

Анастасия Шмакова

«Петроглифы — место злых духов, но там есть условия для туристов» - как КМНС Хабаровского края борются за место под солнцем - Генвосток Медиа

#кмнс #нанайцы #петроглифы #туризм #хабаровскийкрай