Повесть «Трудно быть Богом», на мой взгляд, может быть осознанна и имеет внутреннюю упорядоченность только с точки зрения материалистической эволюционной идеологии. Согласно этой идеологии, история человечества эволюционирует от животной стадии (первобытного стада) путём труда и любви к знаниям к стадии светлого и счастливого общества равенства и братства, в котором превалируют лишь ценности человеческой свободы и самореализации. Следовательно, то "примитивное" общество на другой планете, в которое внедрялись земляне, должно развиваться именно по такой логике и его развитие возможно было ускорить, помогая как можно скорее воссиять знанию и любви к ближнему через охрану и всестороннее сопровождение интеллектуалов, созревающих в глубинах средневекового мракобесия.
Когда мы смотрим на события повести с другого философского ракурса, со стороны традиционных взглядов, мы получаем либо совершенную бессмыслицу, либо плохую сказку, в которой нарушены все логические связи, ведь согласно Традиции история человечества протекает циклами по нисходящей спирали.
Золотой Век наших великих цивилизаций лежит в прошлых тысячелетиях, а современное западное общество представляет из себя лишь фосфоресцирующий труп, продукт конца цикла, Кали-Юги. Духовные ценности не появляются в процессе социальной эволюции, они были всегда, так как заложены изначально, но тогда и идея повести становится невозможна.
Если соглашаться с сюжетом этой книги, оценивая её с позиций социализма, всё равно возникает вопрос: зачем подвергать счастливых людей Земли такой большой опасности, внедряя их в чужое инопланетное общество, когда в итоге нет положительных результатов их действий ни для кого?
Весь этот странный проект «помощи в развитии» отсталой гуманоидной расе похож на медвежью услугу, либо на игру заскучавших и зажравшихся счастливых высокоразвитых людей в войнушки, для повышения уровня адреналина в крови.
В этой книге меня привлекает борьба главного героя с самим собой, его постоянный бунт против «невмешательства», а также тупиковый финал этой истории. Сами авторы признают абсурдность затеи сопровождения другой цивилизации для оказания ей какой-то помощи .
Идею повести можно сопоставить с предположением, что и наша цивилизация находится под «присмотром» какой-то внеземной высокоразвитой цивилизации, которая контролирует нас: серых, рептилоидов итд.
«Трудно быть богом» - довольно странная вещь. Уж если хочется почитать чего-то такого о Средневековье, лучше взять Айвенго либо Вальтера Скотта.