"Месяца сентября в 25 день преставился преподобный игумен Сергий Радонежский - тихий, простой и смиренный, и положен в монастыре Живоначальной Троицы, созданном от него..."
Екатерина Вторая. Житие Сергий Радонежского
Мы можете быть удивлены приведенной для эпиграфа цитатой, но все верно - императрица Екатерина Вторая в рамках своего немалого писательского труда, обращалась и к житиям святых. Мы имеем цикл посвященный преподобному #Сергию Радонежскому, святому благоверному князю #Александру #Невскому, святителю Алексию Московскому чудотворцу. Кроме того, Екатерина была одной из первых, кто обратился к житию князя Андрея #Боголюбского за огромный период времени. А это вообще любопытно, поскольку интерес к князю Андрею Юрьевичу возник в полной мере лишь в последние 10-20 лет.
В предыдущей статье на нашем канале ("Императрица и Русская Церковь") мы обращали ваше внимание на тот факт, что ее супруг император #ПЕТР III фактически будет готов развязать #иконоборчество по-русски, что грозило утратой целого пласта святынь, связанных с иконописью.
Сама Екатерина заняла жесткую позицию против. И, согласно многим ее биографам, это стало одной из предпосылок дворцового переворота, приведшего к устранению Петра III. И здесь встает закономерный вопрос: откуда в женщине, родившейся в немецком захолустье (а Ангальт-#Цербст именно таким и был, как впрочем и сейчас), получившей лютеранское воспитание, появилось столько радения к русской #православной #церкви? Давайте попробуем разобраться вместе.
Шпионская игра - материнская кровь!
Между прочим, это не мы придумали - это мнение современников, причем тех, кто жили при Малом, "молодом" дворе, как называла окружение молодой великокняжеской пары императрица Елизавета Петровна.
Незадолго после приезда в Россию с матерью Иоганной Ангальт-Цербстской - шпионкой императора Пруссии Фридриха II, София Фредерика Августа оказалась втянута в скандал - как раз по вине своей маменьки! Елизавета Петровна не была бы дочерью Петра Великого, если бы не приставила соглядатаев к Иоганне. Они и не замедлили выяснить, что кузина прусского императора провезла в Санкт-Петербург в чулках да корсажах рекомендательные письма и инструкции. А в них, между прочим , падала тень и на дочь, которую должны были потенциально готовить служить с той же миссией прусскому двору.
Но... Фике (как ее называли в детстве) приложила максимум усилий, чтобы уговорить императрицу оставить ее при дворе. При этом она ясно дала понять, что готова порвать все связи с Пруссией, включая и родственные. И вряд ли Елизавета Петровна ей поверила, но искать новую невесту Петруше - не очень завидному жениху - ей не хотелось, а "за девчонкой" она решила денно и нощно следить, что, очевидно, и было сделано. Но что ей докладывали? Да то, что будущая супруга российского императора усердно "учит все русское".Она практически свела на нет переписку не то, что с матерью, даже с отцом. И последнее - наиболее примечательно. Ведь набожность принца Кристиана-Августа была известна, но дочь лютеранина с усердием решила стать православной не только по факту крещения и принятия православного имени, но и по сути. И все попытки прусского #Фридриха II и его конфидентов в Петербурге установить каналы связи с Екатериной были тщетны - она вообще не понимала, о чем речь.
Наставники
Известно, что наставником в области православия у Екатерины Алексеевны стал Симон Тодорский - архиепископ Псковский, Изборский и Нарвский. Однако, будучи духовником при императорским дворе, во Пскове он бывал наездами. К Екатерине его приставили, поскольку образование в университете Галле - Германии - позволило ему посвятить девушку немецкого происхождения и лютеранского воспитания тонкостям православия. Помимо своей просветительской деятельности Симон писал проповеди, занимался переводами протестантских богословских трактатов на русский язык. Столь грамотный наставник нашел в Великой княгине благодарную ученицу - с недюжинным усердием и талантом учиться, она оказалась способной не только заучить и понять Символ Веры, но и возыметь на всю оставшуюся жизнь интерес к православному богословию.
Наставником русской словесности был Василий Ададуров - будущий автор учебника по грамматике русского и славянского языков. Упорство Екатерины позволило ей овладеть языком настолько, что она, например, читала "Слово о полку Игореве" в оригинале ну или увлекалась "Остромировым Евангелием". А когда, однажды она схватила воспаление легких, в состоянии с высокой температурой она отказалась звать к себе лютеранского пастыря, а попросила позвать Симона Тодорского. И только ну очень злые языки обозвали это притворством, потому как в состоянии жара не очень-то удается лицемерить и думать о пиар ходах.
Житийный цикл
Выше мы перечислили православных святых, чьи жития представляли наибольший интерес для Екатерины: Сергий Радонежский, Александр Невский, митрополит Алексий Московский, князь Андрей Боголюбский. Что ж, ряд весьма показательный. Их связывает служение государству в переломные моменты. Александр Невский определил политику политического выживания - государственного и цивилизационного - в период угроз с востока и с запада. Митрополит Алексий способствовал во многом духовной централизации вокруг Москвы, заложив тем самым дальнейший ход и борьбы с игом, и централизации политической (именно он подготовил к самостоятельному княжению князя Дмитрия Донского).
При Андрее Боголюбском стал определяться курс политической модели Российского государства в целом, которая начала складываться во Владимирском княжестве во время его правления. Сергий Радонежский, по сути, благословил свержение ига, поддерживая тех, кто шел на Куликово поле.
Таким образом, мы видим наиболее интересных персонажей для Екатерины: два святителя и чудотворца и два князя, стоявших у истоков российской политической модели. И здесь наиболее актуальным является факт отношения к власти как к служению, к власти во благо - даже если методы будут не всегда популярными. А у нас по-другому - не получается. Однажды один прусский посол государыне Елизавете Петровне стал пенять, что вы русские, де, живете, не по разуму. На что Елизавета ему ответила: "Это вы там у себя в европах - по разуму, а мы здесь - по воле Божьей". Фраза эта нашла отражение в мемуарах Екатерины. Ну а в памяти у нас остается чаще то, что находит личный отклик...
Поэтому православие Екатерины было искренним, тем пластом личностной составляющей, ставшем осознанным выбором государыни, без позволения которой, как известно, в Европе пушки не стреляли. Такое лицемерие подделать трудно. И не реально.
Наши дорогие читатели, подробнее о святых, упомянутых выше, можно прочитать у нас на канале: "Дмитрий Донской: тактик, стратег, человек", "Русский Ришелье", "Неизвестный Сергий Радонежский", "Святой, о смерти которого молились" и многие другие.
Подписывайтесь обязательно и ставьте лайки!