Применительно к новому премьер-министру Великобритании Риши Сунаку можно несколько раз применить слово «самый»: самый молодой лидер консерваторов и премьер за всю историю страны, самый нетипичный британец (говорю о его индийском происхождении и называю «британским Обамой», потому что вряд ли кто-нибудь из коренных американцев и британцев в былые годы мог предположить, что в первом случае президентом станет афроамериканец, а во втором — этнический индиец), самый «молодой» политик по стажу (ворвался в большую британскую политику лишь семь лет назад), самый богатый из всех премьеров (состояние семьи Сунаков оценивается в 720 млн фунтов стерлингов, и он богаче британского короля), самый первый из премьеров профессиональный бизнес-администратор и специалист по инвестициям…
Список можно при желании продолжить, ибо достоинств у Сунака настолько много, что оппозиционные британские политтехнологи не смогли ничего компрометирующего на него накопать, начиная с детства до настоящего времени, исключая джонсоновские «вечеринки с вином и сыром» во время локдауна и неуплату налогов в британскую казну со стороны его супруги. Но за это Сунак очистил карму, заплатив штраф за вечеринки со своим тогдашним шефом и убедив супругу заплатить налоги.
Британцы сейчас говорят, что хуже, чем могло бы быть в случае продолжения деятельности правительства Трасс, уже точно не будет, ибо хуже уже некуда. Первое, чего ждут от нового правительства англичане, — стабилизации на рынках, прогнозируемой и понятной фискальной политики, выхода из кризиса, порожденного брекситом, ковидом и премьерством Лиз Трасс. Эти ожидания основаны на прошлом багаже Сунака, когда он работал вице-канцлером и канцлером казначейства и показал себя способным топ-менеджером, чьи решения фактически отменила прошлый премьер.
Теперь Сунаку придется потрудиться над тем, чтобы вновь сбалансировать государственный бюджет. В этом ему должен помочь назначенный Трасс канцлер казначейства Джереми Хант, который, скорее всего, сохранит свою позицию ключевого министра правительства.
Очень надеются на своего нового лидера консерваторы, положение которых сейчас, без всякого преувеличения, критическое. Если выборы провести в ближайшие выходные, то тори, находящиеся у власти на протяжении последних двенадцати лет, займут на них только четвертое место, потеряв свою многовековую позицию в английской двухпартийной системе. Избегая этой катастрофы или только отодвигая ее, Сунак объявил, что досрочных парламентских выборов не будет, хотя мандата от избирателей, в отличие от Джонсона, у него нет. Да и быть «народным политиком» пока у Сунака не получается, как не получилось вообще у его предшественницы.
Если говорить в целом, то новый премьер-министр будет вынужден решать серьезные внутренние проблемы, доставшиеся в наследство от Джонсона и усугубившиеся при Трасс: огромный дефицит бюджета, который составляет треть триллиона фунтов и будет нарастать, самая высокая инфляция за последние четыре десятилетия, возвращение доверия к национальной валюте и британским ценным бумагам (обуздание инвестиционного кризиса), банкротство предприятий и банков и рост безработицы, энергетический кризис с угрозой отключения электроснабжения ближе к началу следующего года…
На волне эйфории от своего избрания Сунак пообещал, что справится, а фунт стерлингов на этом фоне даже отыграл 1% у доллара. Намерение премьера вести фискальную политику, в основе которой «будут честность, профессионализм и подотчетность» в купе с сохранением на должности канцлера казначейства фискального консерватора Джереми Ханта, на некоторое время успокоит волатильность рынков, но в дальнейшем все зависит от успехов экономики.
На то, чтобы спасти свою партию, у Сунака есть два года, а на спасение Британии — времени намного меньше. Если команде нового премьера не повезет, то правительство будет недолговечным. Не все зависит от личностей и экономической политики, очень много будет зависеть от ситуации в мире, в развитые рынки которого Великобритания в последнее время значительно вложилась, а международные инвестиции стали одной из системных отраслей ее экономики. В случае, если нынешняя глобальная нестабильность продолжится долго, то внутренних резервов самой Великобритании, которой уже боятся давать в долг, просто не хватит. И тогда Британию не спасет правительство никакой партийной принадлежности.
Пока запасаемся терпением и скоро увидим, есть ли у Сунака эффективный план.
Автор: Александр Черный