Найти тему

Кидайте кости, Господа

Сколько раз каждый из нас слышал эту загадочную фразу из телевизора "Что наша жииииииизнь - игра!". А загадка на самом деле до сих пор дискуссионная - кто-то считает, что это Шекспир, кто-то - Пушкин, кто-то, что брат Чайковского, который писал либретто к Пиковой даме. А есть даже и отсылки к Матфею Евангелисту. Тем интереснее нам в эту игру играть. Об этом мы сегодня и поговорим, а точнее об одноимённой игре "Смартократия".
С вами Константин Никитин, поехали.

А вот так выглядит игра "Смартократия", о которой дальше и пойдет речь
А вот так выглядит игра "Смартократия", о которой дальше и пойдет речь

Многие из вас, уверен, уже погружались в теорию Спиральной динамики. Предлагаю очень коротко вспомнить 4 уровня и примерить их на систему управления организацией:

Красный - уровень принятия решений, уровень власти, силы. То, что в компании нередко называют "Руководитель". И действительно, в повседневной жизни каждой организации возникают ситуации, когда решение нужно принимать "здесь и сейчас". Брать ответственность за это решение и действовать. В терминологии самоорганизованных команд такие ситуации называются зонами безответственности. Но не от того, что сотрудники бестолковые лодыри, а от того, что даже в гибкой команде повседневная жизнь наполнена неожиданностями, неопределённостями, внешними факторами, внезапными сбоями и т.п. Задача и сила красного контура в скорости принятия решений и во взятии ответственности за них.

Брать на себя ответственность и оперативно принимать решения в быстро меняющемся мире - необходимый навык для каждой команды
Брать на себя ответственность и оперативно принимать решения в быстро меняющемся мире - необходимый навык для каждой команды

Синий - уровень правил, регламентов, процессов. Это уровень системы. Максимально логичный и продуманный контур, в котором прописано и чётко зафиксировано, кто за что отвечает, как действовать в той или иной ситуации самостоятельно, не обращаясь за помощью к руководителю. На синем уровне ответственность за принятие решения перекладывается с одной головы на систему. И безусловная задача синего контура - наводить порядок, спокойствие и уверенность в жизни компании. Чтобы как можно реже возникали "красные" ситуации безответственности, чтобы каждому было понятно и его место в системе, и механика работы системы в целом.

У каждого сотрудника есть ясное понимание своей зоны ответственности и как поступать в той или иной штатной ситуации. Это делает процессы отлаженными и бесперебойными
У каждого сотрудника есть ясное понимание своей зоны ответственности и как поступать в той или иной штатной ситуации. Это делает процессы отлаженными и бесперебойными

Оранжевый - уровень изменений, экспериментов и, безусловно, драйва. В оранжевом контуре появляются идеи, стартуют проекты, ставятся и достигаются цели. Именно оранжевая деятельность компании формирует конкурентную позицию на рынке, выявляет нестандартно мыслящих сотрудников и наполняет энергией повседневную жизнь. Мы обязаны оранжевому контуру появлением айфонов, 3D принтеров и даже новых видов бургеров в наших любимых фастфудах. То, что когда-то было экспериментом, становится со временем обыденностью и превращается в здоровый синий контур.

С драйвом, энергией, нестандартными идеями - любая цель становится достижимой. Даже если это Миссия на Марс :)
С драйвом, энергией, нестандартными идеями - любая цель становится достижимой. Даже если это Миссия на Марс :)

И, наконец, зелёный уровень смыслов - ответ на вопрос "зачем существует наша компания и для чего мы каждый день приходим на работу?". На какие ценности мы опираемся в повседневной деятельности? Что мотивирует нас сильнее, чем деньги, статус и даже победы? Зелёный контур формирует ту неповторимую корпоративную культуру, частичкой которой является каждый сотрудник.

-5

Чтобы компания существовала, создавала что-то новое, конкурировала на рынке и привлекала в свои ряды таланты, необходимо гармонично развивать все четыре контура, не обделяя вниманием ни один из них. Но как это делать? Какие мероприятия прокачивают каждый из этих уровней?

Именно этими вопросами мы задались больше года назад и постарались сформировать концентрированный, очень конкретный и понятный каждому менеджеру инструмент. Так в нашей компании появилась игра. Настольная игра Смартократия. Ее цель - разобраться и понять, что я уже завтра могу начать делать в своей команде, чтобы быть довольным результатом.

Один из промежуточных этапов создания игры
Один из промежуточных этапов создания игры

Игра представляет собой симулятор реальной жизни собственника-директора. В ней есть место как различным действиям, мероприятиям, так и вполне неожиданным поворотам событий, внеплановым проверкам и даже появлению шпиона в организации. Двигаясь по игровому полю, мы каждый раз принимаем решение, какой из контуров прокачать и какие ресурсы мы готовы за это отдать - деньги, время или энергию. Попав на чужую клетку, мы не бросаемся изобретать велосипед, а прежде всего консультируемся с коллегами, как сделать лучше. Столкнувшись с уходом на удалённую работу, каждая организация по-разному отреагирует на эту ситуацию. И получит разный результат. А ещё, игра Смартократия - это много комфортного общения, продуктивных инсайтов, необычных поворотов событий и ярких впечатлений!

Все итерации проверялись на внутренних и внешних командах
Все итерации проверялись на внутренних и внешних командах

Итерация за итерацией инициативная группа Смартов отшлифовывала механику игры, наполнение игрового поля, правила. Стараясь не только сделать её интересной, но прежде всего полезной, приближенной к реальности и вложить весь многолетний опыт нашей компании.

И по многочисленным отзывам игроков - нам это действительно удалось.

Пускай в вашей жизни всегда остаётся место игре, и пусть ваш мир меняется в лучшую сторону! Мир, в котором мы с вами и увидимся!