Мир новый, а вот проблемы, как водится, старые. И это мы, конечно же, PRO журналы. Объект исследования сегодня – журнал «Новый мир», но не легендарное литературно-художественное издание, а его тезка-предшественник.
Первый «Новый мир» – это иллюстрированный вестник современной жизни, политики, литературы, науки, искусства и прикладных знаний. Издание увидело свет в 1899 году в Санкт-Петербурге и прекратило свое существование в 1905 году на волне первой русской революции, просуществовав рекордные для своего времени шесть лет.
Сам журнал, как и его потомок, издающийся и сегодня, был скорее литературно-художественным. Однако издание включало в себя большой новостной блок, из которого можно почерпнуть много занимательных фактов, львиная доля которых доказывает – прошлое элегантно трансформировалось в настоящее.
Издание на официальном уровне было допущено к распространению в народные читальни, что было весьма опрометчиво, но редакторы очень гордились этим фактом на страницах журнала. И это несмотря на повальное закрытие конкурирующей с ним периодики.
А вот вам и пример подобного закрытия. Так сказать, у «Начала» наступил логический конец или «Начали за здравие, а закончили за упокой» – игра слов может быть разнообразной.
Однако стоит отметить, что цензура не всегда действовала так уж радикально. Вот вам и второе, и даже третье «китайское предупреждение».
Но на самом деле газеты и журналы не только раздражали власть, но и будоражили общественность важными вопросами. Правда сталкивались с очень слабым народным энтузиазмом. Пожалуйста, хотели увековечить в камне солнце русской поэзии к столетнему его юбилею, а денежку собрать оказалось проблемой. Вот так и пиши для них бессмертные произведения.
Но вот в чем парадокс. Вместе с закрытием «вредной» периодики выходят такие вот распоряжения. «Позаимствуйте», дескать, господа чиновники из казны сколь душе угодно, да только не наглейте, пожалуйста. Может быть понятие «вор в законе» не совсем продукт девяностых?
А тем временем на памятник Пушкину, с горем пополам, наскребли 10 000 тысяч рублей. И для понимания того, что это капля в море, нам аккуратно демонстрируют сумму пожертвований на памятник Александру III. Разница очевидна, господа.
Кстати, первый косплей, кажется, появился именно в Российской империи. Как вы думаете, а кто стал первым героем для перевоплощения? Неужели Пушкин, спросите вы? Да-да, именно Пушкин, Александр Сергеевич.
И модные хобби не перестают удивлять. Представляем вам прообраз психологических тренингов. Только вот исследования методом оккультизма вызывают-таки пару вопросов.
Итак, грандиозные выставки открываются, фонтаны строятся, жетоны продаются и покупаются, а денег на памятник так и нет. И только высочайшее содействие августейшей фамилии вселяет надежу на положительное разрешение дела в юбилейном 1899-ом.
Но чтобы отвлечься от удручающей эпопеи с памятником Пушкину, предлагаем вам послушать оркестр. Симфонический, спросите вы? Не все так банально, друзья. Вот, пожалуйста, редакторы журнала разложили комаров и комнатных мух на ноты. «Жжжж», одним словом.
Шел 1904 год. Многострадальный памятник Пушкину, наконец, простроили. Именно так хотелось бы написать, но нет. С черепашьей скоростью мы перевалили за отметку 100 000 тысяч рублей. Пока все. Хорошо, что бессмертный поэт сам себе «воздвиг нерукотворный памятник», чувствовал, что с нами каши не сваришь.
Ковалева Анастасия, библиотекарь отдела периодических изданий