Найти тему
Анна Бердникова

Наш уверенный ребенок

Из рабочего процесса:

Нашему сыну 6 лет. С 2-х лет ходит в детский сад, но почему-то он так и не научился общаться со сверстниками. Да и вообще не знает как себя вести с посторонними (например, если тетя в магазине что-нибудь спрашивает).

Он или зажат, т.е. молчит, не отвечает на вопросы. Или начинает кривляться, вести себя как клоун. Ему кажется, что этим он может расположить к себе людей. Мы еще ходим в подготовишку в школу и на тренировку, но там та же картина.

При этом внутри семьи мы не испытываем никаких проблем. Со всеми родственниками, к которым он привык, он общается совершенно свободно. Мальчик с удовольствием рисует, собирает лего, делает уроки. Только с посторонними он почему-то "диковатый"... Как ему помочь?
Прежде чем вырабатывать рекомендации, необходимо прояснить некоторые подробности и детали происходящего. В частности, важно понять, ребенок все время не знал, как общаться со сверстниками? Или был период нормализации отношений с окружающими? Если был период нормальных отношений, а затем ребенок перестал общаться с ровесниками, стоит поискать истоки травматического опыта: в какой момент это произошло, на фоне каких семейных событий, что именно тогда происходило с ребенком, может ли причиной тому быть какая-либо конкретная ситуация.

Если ребенок всегда был "диковатым", не стремился к общению со сверстниками или у него не было возможности с ними общаться. Например, если семья живет в уединении, где нет рядом детей близкого возраста. Тогда можно говорить о несформированности навыков общения ребенка. Следует отметить, что речь сейчас идет о здоровом ребенке, расстройства аутистического спектра здесь не рассматриваются. Это означает, что ребенку нужна помощь в первую очередь в организации круга общения, где он мог бы научиться тому, учиться чему у него ранее не было возможности.

Обучение общению в возрасте вашего сына может осложняться некоторыми вещами. Так, к школьному возрасту дети переживают так называемый кризис семи лет - или "кризис утраты естественности". Он заключается в том, что ребенок выходит в широкий социум, у него появляется масса новых социальных ролей, в которых он еще не очень хорошо ориентируется. Ребенок не знает, как себя вести в новых для себя ситуациях, следовательно, либо ведет себя неестественно, либо возвращается в детство - регрессирует (что тоже в общем-то неестественно). Скорее всего то, что вы называете "кривляется" вызвано именно регрессией или растерянностью от непонимания, что делать сейчас правильнее, как вести себя лучше.
Ребенку необходимо вернуть веру в собственные силы. Ваше внимание интерес к тому, что с ним происходит, уже придаст ему сил и уверенности, вселит в него чувство, что он не один на один со своими сложностями - папа и мама рядом, они переживают за меня и заботятся обо мне.
Есть ли что-то, что у Вашего ребенка получается очень хорошо? Что ему самому очень нравится, чем он гордится?


Поддержите его в этом увлечении и помогите ребенку, благодаря этому увлечению, утвердиться среди сверстников. Для ребенка такой путь самоутверждения наиболее органичный и приятный.


Например, если ребенок любит рисовать игры-бродилки. Предложите ему сделать новую большую игру, нарисовать карту, придумать правила. Пригласите несколько одногруппников из садика, устройте детский праздник, в котором гвоздем программы станет игра, придуманная Вашим сыном. В дальнейшем такие праздники можно сделать более или менее регулярными.


Или предложите родителям детей, с которыми тренируется Ваш сын сходить всем вместе на лыжах (если мальчик любит лыжи). Конечно, это приложенные усилия, и возможно, выход из собственной зоны комфорта, если вы сами не легкий на подъем и в общении человек. Однако, это усилия, которые вернутся сторицей: видеть своего ребенка довольным и счастливым - что может быть лучше?


Такие действия с Вашей стороны придадут мальчику уверенности в своих силах, в Вашей поддержке и дадут некоторый запас социальных бонусов, которые ему обязательно пригодятся сейчас или немного позже.