Река Дальняя протекает в 2,5 километрах западнее села Сафоново и в своих верховьях представляет мелкую протоку, а на расстоянии в двух километрах от устья – широкий (до 60 метров) каньонообразный и глубокий (до 8 метров) овраг с пологими берегами. Впадает в реку Миасс. Старичное устье реки Дальней отстоит на расстоянии 400 метров от современного слияния двух водных артерий по причине изменения русла реки Миасс. В 1,5 километрах юго-восточнее устья реки Дальней на противоположном высоком берегу Миасса находилась деревня Петропчелка. Многие жители села Миасского ошибочно принимают реку Дальнюю за ручей под названием Харлашкин ключ, который протекает в глубоком (до 12 метров), но не большом по длине (80 метров) овраге, в 500 метрах юго-западнее и выше по течению реки Миасс. Именно в этом овраге полвека назад были найдены кости и часть бивня мамонта. Я внимательно изучаю берега реки Дальней с 2011 года, в том числе, дважды – в 2015 и 2016 годах вместе со спелеоархеологом В.И. Юриным мы тщательно исследовали урочище Красной Долины на протяжении 2,5 километров.
Немецкий путешественник Иоганн Георг Гмелин, посетивший наш край в 1742 году, в своей книге «Путешествие по Сибири» называет реку Дальнюю ручьем Грязным и в поездке из Бродокалмакской крепости в Миасскую располагает его в двух верстах севернее ручья Ольховки (Крутая речка). В районе бывшей деревни Красная Долина мелкий ручей, протекающий в небольшой ложбине, превращается в более полноводный поток благодаря подпитке многочисленными ключами. Берега реки Дальней в данном месте сложены из красного цвета глинистых отложений, что по версии многих жителей села Миасского нашло отражение в названии урочища. Река в этом месте начинает петлять и по причине многочисленных изгибов русла, подмытые в период паводка берега становятся обрывистыми, а порой – отвесными и достигающими высоты в 2-3 метра. На геологических картах прошлого века на левом берегу реки Дальней отмечен заложенный шурф. Сегодня в этом месте находится небольшой каменный карьер. Еще (предположительно) три разведочных шурфа, помеченных на карте, я отыскал в одном километре ниже по течению реки. Вполне возможно, что три глубоких ямы на самом деле являются хозяйственными погребами древних южноуральцев, поскольку в 80 метрах от них я выявил поселение эпохи бронзового века. Лично я не вижу смысла геологам закладывать сразу три шурфа в непосредственной близости друг от друга. Допускаю вероятность того, что картографы в прошлом веке приняли старые ямы за современные шурфы и отметили их на карте как произведенную геологическую разведку в данном месте.
На самом деле урочище получило свое название Красная Долина по другой причине. В годы Советской власти при Петровском сельском поселении был организован совхоз «Красная Долина», в который входили все населенные пункты: деревня Чурилово, поселок Петровский, деревня Коновалово и другие. Строительство челябинского тракторного завода привело к тому, что деревни Коновалово, старое Чурилово были затоплены водой, а с ними фермы и поля. Так образовались крупные озера Первое и Второе. В 1947 году совхоз перенесли за село Миасское, где был построен поселок Красная Долина, располагавшийся между селами Шумово и Сафоново. Потом произошло объединение колхоза «Ворошилов», в который вошли населенные пункты Шумово, Шибаново и Красная Долина. В последней деревне насчитывалось 60 дворов и клуб. В 1953 году произошло объединение с Красноармейским совхозом, затем был отделен Козыревский совхоз.
Сегодня на месте бывшего поселения находятся пахотные земли и «черные копатели» при помощи металлоискателя ежегодно пополняют свои коллекции находками монет и других предметов Советских времен. Около 60 лет назад ученики Миасской школы по рассказу старожила В.Н. Бобылева в окрестностях деревни Красная Долина в боковом срезе силосной ямы обнаружили сундук с двумя револьверами, патронами и ворохом старых бумажных денег. В том числе в тайнике лежали так называемые «керенки», - деньги 1917 года номинированные в золотых рублях, но не имеющие реального обеспечения этим драгоценным металлом.
В нижнем течении реки Дальняя труднодоступна для исследования, так как многочисленные семейства бобров создали здесь три искусственных водоема, - запруды глубиною до четырех метров. Весной 2017 года я насчитал семь поваленных бобрами берез, которые они использовали для укрепления сдерживающей поток воды деревянной дамбы.
На старичном мысу, образованном впадением реки Дальняя в Миасс, по всей видимости, еще в царские времена стояла заимка. В ходе исследования данного места мы с В.И. Юриным обнаружили многочисленные фрагменты кирпича (печка), кованые гвозди и гильзы от винтовки Мосина (Русская 3-линейка (7,62 мм) винтовка, принята на вооружение в Русской императорской армии в 1891 году). Все находки Владимир Иванович датировал дореволюционным временем. Буквально в 40 метрах от развалин заимки В.И. Юрин заметил в береговом склоне реки Дальней следы старой землянки. Как я уже неоднократно говорил, - в таких малоуютных земляных сооружениях зачастую жили староверы-отшельники или беглые каторжане находили временное пристанище на зимний период.
16 июня 2012 года мною было открыто поселение эпохи бронзового века, которое находится на узкой площадке, образованной правым берегом реки Дальней и старичной террасой левого берега реки Миасс. В данном месте минимальное расстояние между параллельным руслом реки Дальней и реки Миасс составляет около 150 метров. Возраст поселения ориентировочно составляет 3800 лет и относится к алакульской археологической культуре. Площадь распространения находок составляет 340 х 80 метров, что позволяет сделать предположение о вытянутости жилищ поселения времен гомеровской Трои в одну магистральную улицу.
В 200 метрах южнее открытого мною поселения находится длинный старичный мыс, образованный слиянием реки Дальней и реки Миасс 3800 лет назад. Сегодня устье реки Дальней располагается в 400 метрах ниже по течению. На территории данной мысовой площадки я находил семь фрагментов человеческих черепов. Скорее всего, именно в этом месте находился некрополь древнего поселения. В радиусе одного километра от алакульского поселения на берегах реки Дальней следы пребывания древних южноуральцев обнаружены мною еще в 12 местах.