Мы подготовили краткий, но очень полезный ликбез по маслам для вариаторов, автоматических и роботизированных трансмиссий. Каким должно быть масло и чем же они различаются? Сейчас всё расскажем!
- В отличие от обычной «трансмиссионки», смазку для автоматических коробок передач принято называть не маслом, а «жидкостью». Что, впрочем, не меняет сути: как и в «механике», она должна смазывать вращающиеся детали. А для этого необходимо создавать максимально прочную плёнку между трущимися поверхностями, которая должна выдерживать нагрузки в узлах трения и защищать их от износа.
- В классических «автоматах» масло должно обеспечивать ещё и правильную работу гидросистемы, которая управляет всеми узлами агрегата. В первую очередь, смазка обязана поддерживать нужное рабочее давление вне зависимости от своей температуры и, как следствие, вязкости. А ещё — поддерживать необходимый коэффициент трения для фрикционов, блокирующих муфты переключения передач.
- В роботизированных трансмиссиях можно выделить редукторную часть, которая очень похожа на обычную МКПП, и блок, управляющий сцеплениями и переключениями ступеней. В первой, как правило, используется хоть и не самая дешёвая, но обычная «трансмиссионка». Блок управления некоторых таких трансмиссий, с электромеханическим управлением и «сухими» сцеплениями вообще обходится без смазки. Но для исполнительной части большинства преселективных коробок нужна специальная жидкость — в них гидравлика и переключает передачи, и смыкает-размыкает сцепления.
- Масла для вариаторов ещё более специфичны. Помимо смазки зубчатого зацепления дифференциала и планетарной передачи (она, в частности, обеспечивает автомобилю задний ход), масло в вариаторе должно поддерживать нужный — не больше и не меньше — уровень трения между поверхностями шкивов и ремнём или цепью и не допускать их проскальзывания, которое ведёт к прогрессирующему износу деталей.
- В отличие от смазки для «механики», в мире пока не существует общей международной классификации масел для автоматических трансмиссий. Поэтому свои стандарты зачастую вводят сами автопроизводители. В этой ситуации главное — не вникать в нюансы характеристик, а следовать требованиям автопроизводителя, указанным в сервисной документации, и покупать масло только разрешённой спецификации.
- Не стоит ориентироваться на цвет трансмиссионных масел. Так, масла одного цвета могут иметь даже разную основу (скажем, зелёное масло может быть как минеральным, так и синтетическим). И наоборот — масла, отвечающие одной спецификации, у разных производителей могут быть окрашены по-разному.
- Самое главное — не купить поддельную трансмиссионную жидкость, которая может очень быстро довести до поломки автоматическую трансмиссию. О подделке могут рассказать мелочи: небольшие отличия в канистре или в оформлении и полиграфии этикеток, отсутствие предусмотренных изготовителем голограмм или идентификационного номера, с помощью которых подлинность продуктов можно проверить на сайтах производителей.
- Смешивать разные сорта смазок для автоматических трансмиссий нельзя. Даже те масла, которые формально относятся к одному классу, могут существенно отличаться друг от друга по набору присадок. А в результате их смешивания и реакции характеристики масла могут претерпеть существенные изменения. Это может привести к серьёзным изменениям в работе АКПП или к преждевременному выходу коробки передач из строя — в частности, к ускоренному износу фрикционов или масляного насоса.