Найти тему

Смотреть на привычное с другой стороны

Продолжаем рассказ о фотографиях с историями

Сергиевопосадские фотографы, постоянные авторы нашей газеты и телекомпании ТВР24 Светлана ВОЛОДИНА и Дмитрий ЗАЙЧИКОВ готовятся к личной встрече со зрителями. В ближайшее время на выставке в парке «Скитские пруды» они расскажут о своих кадрах — об их героях, о происходящем вокруг и о том, что случилось за минуту до того, как они нажали кнопку.

Накануне выставки мы попросили их приоткрыть некоторые секреты на страницах газеты. В прошлом номере о предысториях своих фото рассказала Светлана, на этот раз слово Дмитрию.

Это было в дни 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского. В Лавру приехал патриарх, наступил самый пик торжеств. Я заметил этих людей, что на фото, и мне запомнилась их безмятежность. Они как будто находились за бортом всего этого. Ещё отметил разницу поколений: явно воцерковлённая бабушка своими глазами смотрела на происходящее, а ребёнок воспринимал — как кажется — происходящее через смартфон в прямой трансляции, которая шла как раз из Лавры. Противопоставление двух точек зрения для меня вообще важно. Это то, что делает фотографию живой, не постановочной, даже если кадр получается не лучшего качества и у героев есть какие-то огрехи в одежде, в выражении лиц. Они настоящие фотографии, не стерильные. Выцепить из жизни кусок гораздо интереснее, чем его самому моделировать.

-2

Хороший кадр может появиться и пропасть за несколько секунд. Точно так было с этим моментом — человек моет памятник. Житель города проходит мимо Лавры тысячи раз, привыкает, для него это константа, а для меня важно найти что-то интересное. Даже в этом промежутке от работы до дома, от дома до магазина происходит куча всего. И вокруг Лавры тоже. Мы знаем все эти виды по магнитикам и баннерам, и конечно, у людей со стороны может сложиться такое же открыточное видение. Но если присмотреться к деталям, то там много того, на что можно обратить внимание. Я постоянно стараюсь смотреть на то, к чему мы привыкли, с другой стороны.

-3
-4
-5

Как правило, вы смотрите на такие фотографии дома, в тепле, где-то в комфортных условиях. А фотографа в момент съёмки заметало снегом, он стоял посредине сугроба, в объектив хлестала вода, ноги запросто могли промокнуть. Это состояние часто остаётся за кадром, но я люблю такие погодные моменты, потому что они скоротечны, и именно в такие минуты происходят перемены. Снег в середине зимы это привычно, но в резкий снегопад или ливень вдруг появляется много интересных возможностей для съёмки. Начинается гроза, и я тут же бегу на улицу, где меня ждёт свободная охота на непостановочные фото. Это одно из моих правил, если так можно сказать.

-6

Среди прочих фото есть, назовём их так, путевые заметки. Фотоаппарат почти всегда со мной, и даже когда я куда-то иду по своим делам, то всегда готов снимать. На этой фотографии несчастный китайский турист, которого держат за руки и заставляют купить матрёшку. Он в растерянности, но ему настойчиво объясняют, что эта самая матрёшка ему очень-очень нужна. Жизнь города — как большие бусы из маленьких историй, подобных этой. Ход времени привычен для тех, кто торгует, кто куда-то спешит, но стоит остановиться на пять-десять минут, и моментально находишь что-то увлекательное. Это всё непридуманные истории.

-7
-8

Это реставрация Пятницкой башни. Там разбирали кровлю, и мне удалось туда попасть как раз в момент установки новой. Каким-то образом я уговорил прораба, пообещал, что не буду прыгать и, главное, обязательно спущусь целым и невредимым, сделав эти кадры. И вот стою, ноги в лесах, в одной руке фотоаппарат, другой хватаюсь за воздух. Там бы удержаться и спуститься, а ещё надо сделать какой-то материал. Есть фото начала XX века, когда эта башня горела. Оно очень просто и довольно сухо фиксирует факт, но такие снимки, как хорошее вино, с каждым годом становятся ценнее. Проходит несколько лет, и ты удивляешься — ничего себе, что здесь, оказывается, происходило. Я стараюсь хранить фото с историческим подтекстом, даже если у них нет художественной ценности. Рано или поздно они могут стать важными, как документ. Это понимание пришло мне от загорского ещё фотографа Бориса Ведьмина, который фотографировал стадион, больницу и другие нехудожественные объекты — казалось бы, самые обычные. Но когда видишь, как всё тут было «до», то наступает момент и ты невольно говоришь: «Ух ты!» А ведь сначала это было обычное фото.

ИСТОЧНИК