Найти в Дзене
СОТКА НЕ ПРЕДЕЛ

Как выбрать репетитора для ЕГЭ

Оглавление

Трудный вопрос, затрагивающий всех родителей, которые заботятся об успешном поступлении их ребенка в университет.

Ведь будем с собой честными – система образования сейчас находится не в лучшей форме, университеты затягивают гайки, ЕГЭ с каждым годом все сложнее. Поэтому задача просто поступить в ВУЗ  стала гораздо сложнее, чем это было даже 10 лет назад.

Определение вектора развития

Так как же все-таки сделать так, чтобы дорогое чадо поступило на бюджет? Для начала определиться, в сторону каких наук смотрит ребенок, чем ему интересно заниматься – от этого уже можно отталкиваться. Если же на этом моменте ничего не понятно – есть профориентация, ее можно пройти в школе, в специализированных учреждениях, в интернете, есть например такой сайт: https://testometrika.com/business/test-to-determine-career/.  После определения направления необходимо определить ориентировочную профессию – допустим программист, инженер, биолог или юрист. На данном этапе не очень важно выбрать конкретную профессию, потому что все может поменяться и до экзаменов, и после них. А в университете еще раз. Главное – верно определить на что ориентироваться, потому как от этого зависит то, какие экзамены нужно сдавать. В большинство ВУЗов нашей страны требуется только 3 экзамена – русский язык, математика и третий по выбору. Вот как раз от специальности и зависит этот экзамен. Есть, конечно, исключения вроде МГУ, где есть дополнительные вступительные испытания, и медицинские вузы, там не всегда нужна математика.

Определение уровня знаний

Теперь вы знаете, какие экзамены сдавать. Значит, пришло время узнать, какой сейчас уровень знаний у вашего ребенка по каждому предмету. Обычно он определяется так:
    — самостоятельно
    — в школе
    — на курсах
    — репетитором

И вот тут возникает вопрос, как это сделать лучше? Давайте разберемся.

Самостоятельное определение уровня знаний. В большинстве случаев крайне неэффективный способ, объясню почему – ученик обычно лицо заинтересованное и предвзятое, поэтому, скорее всего, не точно оценит уровень своих знаний. Причем это может произойти как в лучшую, так и в худшую сторону в зависимости от разных параметров – самооценки, уверенности в себе, типа личности, ветрености и многих других. Проблема состоит еще и в том, что даже если проверять работу будет родитель, то и он, скорее всего, не сможет дать адекватную оценку – потому что тоже предвзят. Именно по этой причине даже профессиональные учителя в большинстве своем не обучают сами своих детей – из-за предвзятого отношения к ним.

Определение уровня знаний в школе. Здесь могут определить уровень знаний более профессионально – если конечно проверяющий учитель профессионал своего дела. А, как показывает статистика, таких учителей в школах осталось очень мало. И с сильным преподавателем вам, скорее всего, не понадобится репетитор по этому предмету. Но, вернемся к теме. При определении уровня знаний в школе есть небольшая проблема – у учителя 30 человек в классе, и все они написали тест ЕГЭ, преподаватель его проверил. Будет ли он задумываться над каждым учеников в отдельности и составлять индивидуальный план обучения? В идеале, конечно, да. Но мы живем не в идеальном мире. И у педагога еще 3 таких класса, и все их работы нужно проверить к завтрашнему дню. Поэтому когда Вы спросите у преподавателя об уровне знаний Вашего ребенка – он посмотрит, сколько баллов набрал ученик и скажет их Вам. В лучшем случае он найдет саму работу и укажет на ошибки – скажет, какие разделы ребенок знает хорошо, а какие не очень. Но даже это не панацея – в каждом номере ЕГЭ есть много вариаций заданий – и некоторые ученик может хорошо знать, а некоторые плохо. Какое конкретно задание попадется на экзамене – неизвестно. Поэтому, даже тестирование ЕГЭ – не самый точный показатель уровня знаний. Вот и возникают случаи, когда ученик пишет 2 теста ЕГЭ с разницей в 1 день, и за один тест набирает 80 баллов, а за другой всего 50.

Проверка уровня знаний на курсах. Тестирование здесь будет, скорее всего, как в школе – просто тест ЕГЭ, однако могут быть исключения, допустим при тестировании индивидуально, либо по своей методике. В любом случае, Вам также покажут результат, укажут на слабые места. И тогда начинается самое интересное. Организаторы курсов заинтересованы продать их наибольшему количеству участников – потому что они в любом случае платят зарплату преподавателям, менеджерам, за аренду помещений и другие расходы. И эти расходы не зависят от количества учеников. Поэтому Вас будут всеми правдами и неправдами уговаривать пойти именно на их курсы, ведь они самые лучшие, у них самые высокие показатели сдачи ЕГЭ и они самые дешевые. Обычно это сказки. Дело в том, что курсы обычно не являются образовательной организацией – а значит, могут говорить, что хотят и как хотят – и к ответственности привлечь их нереально. На самом деле курсы это улучшенная версия школы. Только платная. Да, к вашему ребенку будет уделено больше внимания, чем в школе, но в целом – никаких отличий. Даже преподаватели те же – школьные учителя. Еще там работают студенты и репетиторы низкого уровня. Профессиональные репетиторы обычно не работают в таких местах – банально потому что оплата низкая за час занятий, а еще проверять отдельно домашнюю работу и консультировать по любым вопросам. Эта я Вам по своему опыту говорю.

Несколько известных организаторов курсов искали преподавателей для проведения занятий. Я им предложил свои услуги – мне прислали стандартные письма с условиями работы. Перечислю Вам их: проведение двухчасового занятия, проверка домашнего задания за прошлую неделю, консультация по любым вопросам учеников в любое время. Если занятия групповые, то 500 рублей за занятие, если индивидуальные – то 450 рублей за час. Это при том, что сами курсы берут с ученика 2000 рублей за час индивидуальных занятий. Проверка домашнего задания и консультации входят в эту оплату. Даже без этого это грабеж средь бела дня – курсы забирают 77,5% оплаты себе. Но помимо этого еще и дополнительные обязанности. На такие рабские условия работы соглашаются только школьные учителя, потому что в школах все еще хуже за меньшие деньги, студенты, потому что готовы работать практически за любые деньги, и репетиторы низкого уровня – потому что их труд на рынке стоит именно столько. Любой репетитор хотя бы среднего уровня не будет работать на таких условиях – он ценит свое время, свой труд и уважает себя. На курсах же преподавателя не уважают – в случае любой проблемы – виноват преподаватель.

На курсах Вам покажут “индивидуальный план обучения”, на самом деле никакой индивидуальности нет даже на занятиях один на один с преподавателем с курсов – у них есть программа изучения предмета до экзамена, эта программа расписана на определенное количество занятий. Не успел изучить тему в отведенное время – твои проблемы. У них программа, они не могут все объяснять по многу раз, до полного понимания темы. Что уж говорить про занятия в группе или вебинары – там даже несколько раз объяснять не будут – расскажут, покажут один раз – дальше разбирайся сам. Не успел, не смог – твои проблемы. Конечно, можно отдельно задать вопрос преподавателю – это если ребенок понимает, где проблема и какой нужно задать вопрос. А если не понимает или стесняется – не задаст. А преподаватель не заинтересован тратить время, за которое ему не платят, на допытывание ученика.

Также на курсах Вам расскажут про индивидуальный подход. Что маленькие группы из 6 человек, что учитель уделяет максимальное количество времени каждому. Это не так. Индивидуальный подход можно сохранить максимум, когда работаешь в паре, и то, если уровни знаний и степень обучаемости совпадают. Как только растет количество учеников в группе – индивидуальный подход исчезает.

На курсах Вам помогут определить уровень знаний ученика, заниматься на них недорого, однако результат это может дать только в том случае, если ребенок неплохо учится самостоятельно, и ему нужно только направление обучения и некоторые фишки для решения заданий, о которых ему и расскажут.

Определение уровня знаний с репетитором. Тут все тоже непросто. У некоторых репетиторов, у меня в том числе, первое занятие бесплатное. Репетитор на нем определяет уровень знаний, пробелы и составляет индивидуальную программу обучения. И это все бесплатно. Конечно, он тоже хочет продать свои услуги. Но конечное решение все равно принимаете Вы. Репетитор более объективно смотрит на то, сколько времени потребуется на подготовку, как она должна проходить, потребуется ли самостоятельная работа ученика. В отличие от курсов, репетитор не связан расписанием группы – можно выбрать удобное всем время, продолжительность и количество занятий. И здесь будет именно индивидуальный подход к ребенку. В плане ответственности – с репетитором можно составить договор, в котором прописана материальная ответственность репетитора в случае недостижения поставленной задачи. Курсы на такое никогда не пойдут.

Мой вердикт: лучше бесплатно протестироваться у нескольких репетиторов и сравнить их слова – из них выйдет истина. Если же вам нужен только уровень знаний – то школа и курсы могут это определить.

Выбор репетитора

Теперь о том, как выбрать репетитора. Первый, самый очевидный вариант, это спросить друзей, знакомых, особенно тех, у кого сейчас дети готовятся к ЕГЭ либо уже поступили. Это так называемое сарафанное радио. В чем плюсы – плохих репетиторов советовать не будут, рекомендуют лишь тех, кем довольны. В чем минусы – для кого-то набрать 70 баллов уже чудо, а кому-то надо минимум 90. А тот репетитор, которого посоветовали, может быть, готовит только на 80 и все. Такие тоже бывают. Еще проблема в том, что это только часть рынка, поэтому перейдем к другому способу.

Следующий способ – это ассоциации репетиторов – таких сейчас немало в интернете. Все просто – вы оставляете заявку, на нее откликается множество репетиторов – до нескольких сотен. Как же выбрать из них самого подходящего? Очень сложно. Можно смотреть на анкету, сколько лет преподает, образование, отзывы. Самое актуальное здесь именно отзывы. Образование, стаж преподавания на самом деле вторичны – потому что он может быть доктором наук, преподавать 20 лет в университете, но не может объяснить, как решается элементарная задача простым языком. Смысл тогда от всех его знаний, если он не может их передать? Или другой вариант – студент. Он только вот сам сдавал ЕГЭ, сдал успешно, знает много особенностей экзамена, но опыта обучения у него либо совсем нет, либо очень мало. И у него явное незнание методологии обучения, что неудивительно, он же студент. Конечно, цена за занятие у него будет минимальная, но и толку будет маловато. Поэтому образование и количество лет преподавания часто дают очень мало информации. Отзывы же другое дело – их писали либо ученики, либо их родители – и это показатель качества образования. Сам репетитор может написать про себя что угодно, но важно, что о нем говорят другие люди.

На таких сайтах агрегаторах сидят самые разные репетиторы на любой вкус и цвет, с самыми разными ценами на любой бюджет. Кроме топовых репетиторов – они там редко появляются, потому что комиссия сайтов за ученика огромная, плюс ценник гораздо выше рынка, и у клиента возникают закономерные вопросы – чем же он так лучше, что так дороже? На таком сайте репетитор не может очень подробно рассказать о себе, своей методике, опыте работы – это просто невозможно там сделать. И тогда репетиторы такого уровня делают свои сайты – там они подробно расписывают всю информацию о себе.

Первое занятие

До начала первого занятия репетитор узнает максимум информации об ученике – какой класс, успеваемость, куда хочет поступить, мысли родителей на этот счет. На первом занятии преподаватель оценивает уровень знаний ученика, его обучаемость, концентрацию, характер, сильные и слабые стороны. Это все необходимо для качественной наладки учебного процесса. По окончании занятия учитель дает свою экспертную оценку умений и возможностей ученика. Предлагает план обучения в соответствии с целями, которые ставят родители ученика. Педагог обычно прекрасно понимает, сколько времени требуется на прохождение той или иной темы, соответственно знает, сколько нужно занятий в неделю и сколько они будут длиться по времени.

Иногда возникают проблемы – для достижения целей может потребоваться слишком много занятий – это может не устраивать по времени либо стоимости. Если вопрос в деньгах, можно попросить скидку, либо найти другого репетитора, бюджетнее. Только из-за этого будет страдать и качество обучения. Топовым репетиторам обычно нужно меньше времени для обучения, чтобы достичь того же результата, что и репетитору попроще – все дело в наработках, в опыте и навыках. Профессиональный преподаватель имеет большой опыт в подготовке детей, поэтому оказывает услуги более качественно. Поэтому и стоит дороже в пересчете на час. Однако этих часов потребуется гораздо меньше. Поэтому выгоднее иногда будет взять педагога дороже, потому что обучение пойдет быстрее и качественнее.

Для того чтобы понять, насколько репетитор хорош, нужно узнать что о нем говорят другие люди, причем желательно не только текстовые отзывы, но и видео отзывы. Если есть возможность – посмотреть видеозапись урока. Также можно понаблюдать за процессом обучения на первом занятии. Но тут есть и другая сторона – ученик, скорее всего, будет гораздо сильнее нервничать и переживать в присутствии родителей. И тогда преподавателю придется выбивать информацию из ученика силой. Что не очень  хорошо. На основании всего этого Вы можете сделать вывод, подходит ли Вам этот репетитор, или Вам стоит поискать другого.