Найти тему
СТЕРЕОПАНОРАМА

Жан Мишель Жарр: От «Oxygène» до «Oxymore»

Последний альбом Жан Мишель Жарра, именуемый «Oxymore» и официальный релиз которого состоялся 21 октября текущего (2022) года, отчасти послужил поводом для данной публикации, но если кто-то ждёт от меня рецензии на данный альбом, то сразу вынужден вас разочаровать: рецензии не будет. Данная статья это скорее размышление о том, как меняются наши кумиры и их творчество по прошествии многих лет. А между альбомами «Oxygène» и «Oxymore» временной разрыв составляет порядка 46 (!!!) лет. При том, что если «Oxymore» последняя работа Жан Мишеля, то «Oxygène» формально не первая, но  поскольку все ранние альбомы Жарра были малотиражными и экспериментальными, именно «Oxygene»(«Кислород») считается для него дебютным.

И, пожалуй, для начала стоит мысленно перенестись в 70-е. Во времена, когда на музыкальном небосводе вспыхнула звезда Жан Мишель Жарра и с тех пор мерцает на нём с разной степенью яркости.

Не знаю как другие, но я, начиная с конца 70-х ужасно фанател по двум "французам": Дидье Маруани и его "Спэйс" и Жан Мишель Жарру. Впрочем не я один - всё мои тогдашние друзья-приятели (из увлекавшихся музыкой) точно так же "неровно дышали" и к "Спэйс", и к Жан Мишель Жарру и, пожалуй ещё, к "Рокетс". Да, был ещё "Крафтверк", но это уже "немцы", а я о "французском нашествии". Ну с "Рокетс" всё более-менее понятно. Они были узнаваемы и, в то же время, не похожи на других. А вот как мы тогдашние, 13-14-15-летние не путали Жан Мишеля и "Спейс"- ведь их музыка была очень схожей? Схожей, да не совсем. Да, некоторые мелодии Жан Мишеля действительно напоминали мелодии Дидье Маруани и наоборот, но у Жан Мишель Жарра аранжировки были куда сложнее, я бы сейчас сказал даже более "навороченные". Может в подростковом возрасте мы это понимали не столько умом, сколько интуитивно, но главное ПОНИМАЛИ. Понимали и принимали сложного Жарра и чуть более легковесный "Спэйс" одинаково хорошо. Мы скорее могли бы перепутать на фото Маруани и Жарра, вот только вряд ли мы тогда знали как они выглядят😂. Это уже в 80-е, когда пластинка "Спэйс" вышла на "Мелодии", а сам Дидье Маруани приехал в СССР на гастроли со своим новым проектом "Paris France Transit", да и фотографии Жан Мишель Жарра стали мелькать то тут то там, всё наконец встало на свои места. Но оказалось что Жан Мишель Жарр и Дидье Маруани действительно похожи и внешне, а не только в творчестве. И когда я около двух лет назад писал статью о пластинке группы " Спэйс" - "Волшебный полёт" то специально для той публикации сделал фотоколлаж где на одной картинке присутствует и Жан Мишель и Дидье. Я отыскал в архиве тот коллаж и добавил его и в данную статью. Согласитесь, они и правда выглядят как братья. Или я вижу не то и не так?

-2

Ну да ладно, всё равно ни Дидье Маруани, ни все его проекты к теме сегодняшнего разговора прямого отношения не имеют. А что касается Жан Мишель Жарра то я что называется вырос на первых четырёх его альбомах. Кроме "Oxygene" это конечно же "Équinoxe" (1978),"Magnetic Fields" (1981) и "Zoolook" (1984). А потом, в 1985-м случилась армия и о Жан Мишель Жарре я вспомнил лишь к концу 80-х. Тогда я наконец познакомился с альбомами Rendez-Vous (1986) и Revolutions (1988), а затем...вновь вспомнил о Жан Мишель Жанре лишь лет через десять, когда у меня нет появился первый DVD-проигрыватель. Лишь тогда я наконец понял и увидел воочию что Жан Мишель Жарр это не только классная электронная музыка, а прежде всего грандиозные музыкально-световые шоу где композитор является ещё и их автором и постановщиком. С того момента все видеоверсии концертов Жан Мишель Жарра стабильно оказывались в моей коллекции, но лучшим из них я до сих пор считаю концерт "Jarre In China". Это настолько потрясающее зрелище что не передать никакими словами. Это надо просто видеть и видеть на большом экране в максимально возможном качестве.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=eb0xJz7PTI4&t=1693s

У меня в коллекции вот такое издание на 2-х DVD дисках, но существует ещё версия 2DVD+CD - такую посчастливилось приобрести моему приятелю.

-3

А ещё, в период увлечения многоканальной музыкой,одним из эталонных дисков в моей коллекции был диск AERO, 2004 г.

AERO (Anthology of Electronic Revisited Originals)-сборник треков электронного музыканта и композитора Жан-Мишеля Жарра 2004 года, перезаписанный в формате 5.1 surround sound плюс три новых трека (один из которых, заглавный трек "Aero", на самом деле является переделкой "Je Me Souviens" с альбома Жарра 2000 года Métamorphoses, использующий ту же основную мелодию, но без вокала) и бонус-концертный трек.

Впрочем на данном диске есть и 2-х канальная дорожка в LPCM и поэтому уход от многоканального звука ничего в моём отношении к данному диску не изменил. Он по прежнему востребован потому как и звучит шикарно и вещи на нём записанные потрясающие.

Я с пониманием отнёсся ( и продолжаю относиться) ко всем экспериментам Жан Мишель Жарра в той области музыки которая ранее была ему не свойственна, но понимать и принимать - это разные вещи. Увы, но многие из последних работ Жан Мишеля я принять так и не смог. Что касается альбома «Oxymore» то я его конечно послушал, но особых восторгов не испытал. Может и его для полноты восприятия надо смотреть на видео? - Возможно что и так, но пока для меня это просто фоновая музыка. Не отторгающая, но и не притягивающая.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=LoyhIbeu0Hk

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=6eGtK0D3hU4

Вот и думаю, может это просто Жан Мишель Жарр сумел измениться, а я не сумел? Или всё не столь однозначно? Я пока не готов ответить на эти вопросы. Может быть вы, уважаемые читатели, попробуете это сделать?

P.S. Исключительно для справки:

Oxymore – это альбом-посвящение умершему французскому композитору Пьеру Анри, который оказал на Жарра огромное влияние. Музыкант рассчитывал поработать с композитором над альбомом Electronica, но воплотить это в жизнь не удалось. После смерти Анри в 2017 году его вдова передала Жарру наброски мужа для их совместного проекта.

К записи Oxymore музыкант привлек разных соратников по музыкальному миру, принципиально отводя особое место молодым артистам, но не забывая и об уже прославленных героях. Так, первый сингл Brutalism был переработан с участием Мартина Гора из Depeche Mode.

Oxymore – это иммерсивная работа, которая выйдет совместно с 3D бинауральной версией. Это первый коммерческий релиз в мире, записанный в таком формате.( источник: Роккульт https://dzen.ru/media/rockcult/ot-janmishelia-jarra-do-aha-ojidaemye-albomy-oktiabria-63299e0059ec9c39c3ad2e2e)