Заметки с выставки художника Ольги Соколовой «Народное действо»
Текст: Галина Мумрикова
До 30 октября есть возможность посетить эту выставку во Всероссийском музее декоративного искусства. Такое название появилось неспроста – лубок ведь действительно родом из народных праздников, сказаний, игрищ, забав, представлений… Из прошлого. Мы его воспринимаем как череду картинок о том, как наши предки, во что веровали, что было когда-то в разных краях и уголках России – то, о чем сейчас можно узнать лишь в историческом или в этнографическом музеях.
Для многих лубок – некая стародавняя сказка, которую художник нам представил силой своего воображения и мастерства. Вот почему каждая картина исследователя и художника Ольги Соколовой сопровождается маленьким текстом: если зритель знает, о чем полотно – хорошо, не знает – после прочтения поймет суть.
А суть, можно сказать, целая Вселенная действительно народного действа. И Рождество мы нынче празднуем, и про волхвов знаем. Но вот – Святки. В селе Никольском на Святках играли в звон, можно сказать, потешались: выбирали мужиков, привязывали веревочкой за ногу. Ну а дальше «каждый привязанный должен был издавать звук, подобный звуку того или иного колокола. Концы веревок приведены на середину избы. Являлся звонарь и давай подергивать за веревки. Кто ощущал, что его тянули, издавал звук, и раздался такой звон, такой всеобщий бешеный хохот, что изба задрожала!».
Три «Святочные маски» появились после прочтения разных святочных забав. Так, не хило забавлялись на Святках ( а это с 8 по 17 января) и в Костромской области на реке Ветлуге, где затевали игрища с кикиморами и масками. В Торопецком районе Тверской области в описании игр ряженых «упоминается некая Васиха, которая пасла коров: «Мушшина сделавши на бабу»… В некоторых губерниях разные январские игрища называли «кудеса». Умели наши предки радоваться и куролесить, что уж там!
Весну наши предки встречали песнями, подражая птицам. И – заметьте – тоже радовались, когда пели свои заклинания-веснянки, просили после зимы тепла и солнца. На полотне «Гуканье. Заклинание весны» можно увидеть стилизованные народные костюмы Орловской губернии.
Не было у наших прародителей мощных астрономических приборов, но Космосом они интересовались вовсю. Наблюдая. Размышляя. Например, скопление звезд в созвездии Тельца, которое вполне видно и без телескопов, давным-давно называли Стожары. Семь звездочек «представлялись семью девушками, дочерьми бога Велеса, которые в танце кружились по ночному небу…». Наши предки зачастую очень поэтично награждали юных дев всякими удивительными свойствами. Например, заря вечерняя в их представлении была божественной девой, которая провожала солнце на отдых.
Сказки, которые нам читали в детстве, - это вообще кладезь народной фантазии и мудрости. Вроде бы все знают «Колобка», но оказывается, сто лет назад начало в ней было такое же, как и сейчас, когда баба «по амбарам помела, по сусекам поскребла», но вот потом Колобок просто упал и покатился по Перунову пути, где от него отщипывали Вепрь, Лебедь, Ворон, а в конце, как и теперь, его съедает Лиса. Без Лисы все рвано не обошлось.
Метаморфоза старинной пьесы про царя Максимилиана заключается в том, что она из драмы 18 века каким-то необычайным образом переквалифицировалась в комедию, у которой авторов было, наверное, больше, чем действующих лиц. А «Царь на царстве» – это парафраз на тему сказки «Медный лоб» с поучительным началом и с не менее поучительным концом.
И, наконец, полотно «Быличка про кошку и мышку» – результат изучения некоторых трудов этнографических экспедиций Русского Географического общества в 19 веке, где встречается описание Царства Животных, а в нем та самая сказка-быличка с действующими лицами, с которыми происходят разного рода превращения.
Приходите на выставку и увидите все своими глазами. И узнаете много интересного. Не пожалеете.
#искусство#изобразительное искусство#
выставки#музей декоративно-прикладного
искусства#художник Ольга Соколова#
лубок#народное действо