Недавно мы с вами обсуждали тему про отсутствие звуков [К, Г, Х] у ребенка. Сегодня похожая ситуация, но немного другой вопрос заинтересовал маму.
Добрый день, дорогие друзья. Спасибо, что заглянули на канал: "НЕСКУЧНАЯ ЛОГОПЕДИЯ". Сегодня хочу подробнее ответить на вопросы по срыгиванию и попёрхиванию во время еды (жидкая пища) или питья. Нужно ли на это обращать внимание и как это может отразиться на речи ребенка. Жду от вас комментарии по этой теме и ваши дополнительные вопросы.
Вопрос читательницы (и мои дополнительные вопросы)
Вопрос был задан в комментариях к статье (прочитав статью, вам будет понятнее, почему вопрос был задан именно так):
AKst
То есть, если ребёнок закашливается при питье - это всегда неврология? Ребенку ровно 2 года.
В речи:
- Много односложных слов (с первым слогом) или полных (клён, тёрн, мяч).
- Есть фразы:
- "кличка собаки иди ам-ам";
- "мама дай".
- Есть двух-трехсложные слова: сайяй (сарай), саба-а (собака), миши (мышка).
Это ведь вроде норма? Но с водой часто закашливается. Надо беспокоиться?
Нескучная логопедия
AKst, слова КЛён, тёРн - произносит со звуками [К, Л, Р]? Они у него есть? Правильные? Просто в остальных примерах у вас звук [К] отсутствует.
"Закашливается при питье" - Как давно это появилось? Было ли раньше срыгивание? Ребенок соматически здоров или просто приболел?
AKst
Да, в слове клен есть к и л. Р нет. Один раз было чёткое рррр, но это прямо один раз и все. В собаке нет к. Срыгивание было до 5-6 месяцев, потом прошло. Соматически здоров. С водой выглядит скорее, будто ребёнок торопится и не контролирует объем глотка. Мне кажется, месяца три так точно. Но может раньше, просто внимания не обращала.
Нескучная логопедия
AKst, звук [К] твердый (правильный) в слове клён или мягкий (нечеткий). В других словах есть звук [К]? Есть ли в речи звуки [Г, Х]?
AKst
Звука г нет, х нет. Слово клен звучит очень чётко. Мне кажется, что правильный к. В других словах нет к. А нет, х есть. В слове храм (хам без р).
Ответ логопеда
Ребенок закашливается при питье
Сразу оговорюсь: у меня нет возможности обследовать ребенка, поэтому все выводы сделаны исключительно на вашем описании и могут быть неточными.
То, что вы описываете "ребенок закашливается при питье", может говорить о том, что у него недостаточно развиты мышцы спинки языка и мягкого неба. Смычка при глотании происходит неполная и процесс глотания нарушается.
Неврологическая это проблема или гастроэнтерологическая решить могут только врачи, после осмотра ребенка.
О недостаточном смыкании мышц может говорить и отсутствие заднеязычных звуков [К, Г, Х] в речи ребенка. Хотя, не видя ребенка, сложно утверждать, так как проблемы с произношением этих звуков могут быть и из-за строения твердого нёба (слишком высокое и узкое твердое нёбо, что затрудняет образование смычки между ним и языком).
Звуки [К, Г, Х]
То, что звуки начинают появляться уже хорошо. Если вы слышите слова в которых звук произносится правильно, начните их закреплять (автоматизировать) через эти слова.
Подберите карточки и игрушки с этими словами. И играйте с ними в разные игры.
Называйте.
Играйте в прятки (Где клён? Вот клён.).
Что спряталось (перед ребенком 3-4 карточки, он закрывает глаза, а вы одну из карточек закрываете (фишкой, листочком, картонкой, игрушкой и т.д.) и разрешаете открыть глаза. Затем спрашиваете: "Что спряталось?" Ребенок отвечает в именительном падеже: клён, кот, ком.
Попробуйте начать со слов, где звук стоит вначале слова, раз в этой позиции ваш малыш может произнести эти звуки.
- Научите ребенка полоскать горлышко водичкой, при этом произносите звук [Г-Г-Г]. Это упражнение тренирует мышцы мягкого неба и спинки языка и помогает вызвать нужный звук. Обыграйте с ней этот момент. Придумайте веселую ситуацию.
- Пейте воду маленькими порциями (по чайной ложечке). Это упражнение, а не способ напоить ребенка. Обыграйте это упражнение.
Например: пусть ребенок поит всех по кругу (вас, игрушки). Отмечайте каждый круг фишками.
Или просто нужно выпить столько ложечек воды, сколько камушков он достанет из песка.
Общее речевое развитие
Да, вы правы, речь вашего ребенка развивается в пределах возрастной нормы. Продолжайте:
- активно общаться с малышом и обогащать его словарный запас;
- развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;
- тренировать направленную воздушную струю.
- начинайте формировать навыки фонематического слуха (пока играйте с неречевыми звуками (громко - тихо, где звенит и т.д.).
Надеюсь, что мой ответ будет вам полезен. Пусть ваш ребенок растет умным и здоровым. 😊🙏
Дорогие друзья, буду рада прочитать в комментариях, как развивается ваш малыш. Поделитесь своими успехами. Задавайте вопросы.
Дорогие читатели, если вам интересны статьи такого плана, пожалуйста поддержите лайком 👍.
И поделитесь этой статьей в соцсетях. 🙏
А если нет, поставьте 👎.
Мне очень важно узнать ваше мнение 🙏!
Кто ещё не с нами, подписывайтесь на канал НЕСКУЧНАЯ ЛОГОПЕДИЯ 🌞🙏😍