Почти шестьсот тысяч японских солдат попали в советский плен еще до подписания акта о капитуляции в 1945 году. Репатриация японцев на родину оказалась длительной и закончилась лишь в 1956 году. Они стали последними пленниками Второй мировой войны.
Прожив на территории СССР столько лет, народ из страны Восходящего солнца, конечно же, оставил о себе множество воспоминаний.
Чем же пленные японские солдаты удивили наших соотечественников?
- Японцы отличались чистоплотностью.
Всем известно, что в Японии к чистоте относятся с особым благоговением, поэтому, находясь в лагере, пленные старались использовать любую возможность, чтобы привести себя в порядок.
Иногда на улицах можно было заметить голых рабочих, которые, пользуясь перерывом, нагревали на костре воду, чтобы помыться.
Особым удовольствием для пленных была, конечно же, баня.
В дневнике Киути Нобуо, бывшего пленного, я прочел о том, что «баню посещали один-два раза в месяц. Из-за худобы на банных скамейках было очень трудно сидеть, так как деревянная поверхность оказалась слишком твердой для костей».
Если вымыться целиком не получалось, то в ход шли тряпки и полотенца. Пленные смачивали их водой и обтирались. Советские солдаты, охранявшие японцев, отмечали, что мокрые полотенца могли использоваться для вытирания рук перед едой при отсутствии воды.
- Японцы отличались строгой дисциплиной.
Даже в плену они соблюдали субординацию, что позволяло администрации лагерей легко сохранять контроль над лагерными порядками.
Как пишет исследователь истории С. Морозенко:
«нередко на работу отряд отправлялся под присмотром одного-двух солдат, порой и вовсе без охраны. Ответственность за порядок возлагалась на бывший офицерский состав военнопленных».
К японским пленным в СССР относились лучше, чем к немецким. Причина, конечно же, в том, что в отличие от немцев, они не нападали на нашу страну. В их рацион питания входило больше мяса и хлеба. Однако рис, который готовили для японцев, отличался от того, к которому они привыкли на родине, поэтому они смешивали его с другой едой, что очень забавляло надсмотрщиков.
Из-за скудного питания от риса, пусть и смешенного с другой едой, никто не отказывался. Киути Нобуо, будучи в плену, видел ситуацию так:
«в России рис был на вес золота, но, так как японцы любят эту еду, нам его иногда давали. Бывало, что немец подходил за рисом, притворившись японцем. Но ему за это сильно доставалось…»
Хотя, кормили японцев лучше, чем немцев, но все равно не досыта. Они часто голодали, но при этом не смели попросить куска хлеба у прохожих. Случалось, что пленный японец мог украсть на улице еду, но это было большой редкостью.
Киути Нобуо вспоминал, что иногда перед построением, в конце рабочего дня, они «пробирались к месту, где хранился рис в мешках, делали маленькие отверстия с помощью палок и насыпали немного зерна в ладони».
Среди пленных присутствовало большое стремление к суицидам.
Это было связано с историей и культурой японцев. Особенно покончить с собой стремились представители младшего офицерского состава. Нередко советским солдатам приходилось пресекать попытки самоубийств.
Работали пленники быстро и очень качественно.
Администрация лагерей всегда отмечала их добросовестность и старательность. Многие здания, возведенные японцами, используются до сих пор в разных городах России.
Для пленных годы, проведенные в СССР, стали тяжелым испытанием. Особенно тяжело приходилось в 1945-1946. Из всего количества смертей на эти годы пришлось 80 процентов. Причиной тому были голод и болезни. Часть японцев поступила в лагеря с ранениями. Многие из них не пережили первую зиму.
Но со временем положение пленных становилось лучше.
Они вступали в контакт с местным населением, участвовали в самодеятельности, учили русские песни, и даже занимались спортом. Некоторые японцы, в основном, выходцы из бедных крестьянских семей, впервые познакомились с кинематографом. Местное население порой приглашало пленных в гости, где добродушные хозяева угощали их горячим чаем и, пусть и скудной, но домашней пищей.
Иногда пленным удавалось даже создать семью.
Как пишет в своем дневнике Киути Нобуо, «были даже случаи, когда возникала любовь между русскими женщинами и японскими солдатами. То были волшебные мгновения». После освобождения некоторые из бывших пленников вернулись в СССР, чтобы остаться здесь навсегда.