Раз уж мы заговорили об энциклопедиях, то просто необходимо вспомнить такое издание: «Альтернативная культура», составитель Дмитрий Десятерик. В ней содержится 144 статьи, охватывающих как историю альтернативной культуры, так и модные на момент выхода книги (2005 г.) её тенденции. Издана она была «Ультра.культурой» (руководителем и идейным вдохновителем которой был известный поэт Илья Кормильцев) и с некоторой долей условности эту энциклопедию можно назвать одним из их наивысших достижений этого издательства. А основанием для такого суждения может быть хотя бы то, что это издание, не смотря на прошедшие годы, остается для нашей страны уникальным. Как не удивительно – но это именно так.
Официальные советские книги на тему «неформальной молодежи» имели в основном обрывочные, часто не полные сведения и носили сильный морализаторский уклон (с обзором двух таких книг можно познакомиться здесь). Выходившие в то же время самиздатовские тексты включали в себя незначительный перечень, состоящий из основных молодежных течений, музыкальных групп, писателей и небольшого количества фильмов. В 1990-е годы, когда с информацией стало проще, стали печататься редкие издания, но опять-таки лишь про отдельные субкультурные группы и то часто они состояли из каких то непроверенных фактов идомыслов. Появлялись и первые исследования на тему альтернативной культуры (преимущественно молодежной), но их тоже нужно было еще поискать.
Начиная со второй половины нулевых попытки составления подобных энциклопедий предпринимались в интернете. Что, в принципе, было логично, потому что появление новых явлений в культуре - это непрерывно происходящий процесс. И увязывать её исключительно с молодежью, как это делали ранее, в корне ошибочно. Но видимо даже на бескрайних просторах сети, собрать воедино всё, что можно, по тематике не представлюсь возможным. Потому, даже сегодня мы не имеем сколько-либо вменяемого ресурса, даже в виде интернет-памятника.
Потому данное издание это не только статьи про составные элементы альтернативной культуры, но и своеобразный срез времени, когда она была выпущена. Вместе с тем, её довольно интересно прочесть даже в наши дни. Как и из любого источника информации из нее можно почерпнуть множество новых фактов. Например, попкорн уже давно ассоциируется с неотъемлемым отвлекающим атрибутом на сеансах в кинотеатрах. А вот многие ли знают, что именно благодаря ему произошла революция в Иране?
Конечно, есть явления, которые в момент выхода книги являлось часть жизни, но абсолютно непонятно нынешней молодежи. К таковым можно отнести другую прозу, шизоанализ или южнорусскую волну. Многие ли сегодня сходу вспомнят о том, что это за явления? В то же время, в данной энциклопедии некоторые определения вызовут лишь усмешку, как скажем небольшая по объему статья про тату, которая сегодня была по меньшей мере раза в три больше. А любой читатель современных комиксов наверняка очень сильно удивится, когда прочитает о том, какую эволюцию совершило это культурное явление, сколько в нем направлений и насколько оно андерграудное (но думаю, что это так же тема для отдельного разговора). При этом, наблюдается абсолютно закономерный процесс: одни явления отмирают, а другие активно развиваются. Потому все энциклопедические издания принято время от времени обновлять. И думаю, что развивайся культура в нашей стране немного в других алгоритмах, то и эта книга имела бы уже множество дополненных и расширенных переизданий.
Вместе с тем, в энциклопедии описаны такие явления, сущность которых с годами поменялись кардинально. Возьмем определение граффити из книги – «вечный бастард поп-культуры, ее темная изнанка, причудливо вывернутая наружу в знак манифестации своих идей, за что и наказуемая вечно репрессивным обществом». Даже не верится в такое, когда граффити-работы продаются с аукционов, а административные структуры разных уровней устраивают соревнования по уличному стрит-арту. Явление переродилось и вышло совсем на новый уровень.
Именно такая «вывернутость наружу» сделала так, что те явления, которые в книге описаны как «альтернативные» сегодня воспринимаются как частью мейнстримовой культуры. То, что показано как некий отличительный символ лишь небольшой группы, стал неотъемлемой составляющей окружающей жизни и воспринимаются уже принципиально по-иному. То есть «альтернативу» поглотила обыденность. Так концепция евразийства стала за последние годы государствообразующей и читать про нее как элемент контркультуры многим может показаться удивительным.
Как раз в этом плане данное издание выполняет свою энциклопедическую функцию на все сто: то есть из нее можно почерпнуть необходимую базовую информацию о том или ином явлении, про которое до этого даже и не слышал или имел далекое от реальности представление. А если её окажется недостаточно, то отправиться самостоятельно в дальнейшие поиски. Заодно и попытаться узнать много про эволюцию этого самого явления. Вот только, к сожалению, это не всегда удастся. Многие из описанных в книге молодежных субкультур за эти годы попали в список экстремистских, книги некоторых авторов стали библиографической редкостью, а про некоторые вещи, легко и свободно описанные в книге, не принято говорить вслух.
Потому даже с некоторой опаской читаешь в этой энциклопедии статьи про такие явления как политкорректность и цензура. Сейчас это стало совсем иным явлением: более страшным и жестким, чем представлено в самой энциклопедии. Ну как сегодня поверить в то, что паранойя это только «идеальный базис для создания тоталитарных структур и взращивания самых разнообразных теорий заговора»?
Таких описаний-предупреждений в данной книге настолько много, что порой становится страшно. Может быть, в то время, когда она была опубликована, эта энциклопедия имела и еще одну важную функцию: стать предупреждением о том, к чему в итоге придет мир?