Найти тему
Коммерсантъ

Евросоюз идет к цели

Цель Евросоюза — конфисковать замороженные российские активы, заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Однако, по ее словам, выполнить такую задачу непросто — для этого нужны «безупречные законные основания». Найти их сейчас пытается специальная комиссия из международных экспертов, которую создал Брюссель. Директиву с конкретными предложениями они должны представить в октябре, но пока этого не сделали.

   Фото: Алексей Витвицкий / Коммерсантъ
Фото: Алексей Витвицкий / Коммерсантъ

Причина в том, что идеальных вариантов для экономистов и Евросоюза нет, считает партнер адвокатского бюро NSP Сергей Гландин: «Одним из основных учредительных документов ЕС является хартия Европейского союза об основных правах, которые соблюдаются и гарантируются на его территории. Там есть статья об уважении к праву частной собственности, где сказано, что конфискация возможна, но при соблюдении нескольких условий.

Одно из них говорит о том, что лицу, у которого что-либо изымается, а под ним понимается и государство в целом, нужно выплатить соразмерную компенсацию. Остается вариант конфискации в уголовном порядке, но по законодательству определенных стран Евросоюза государство не может быть признано виновным. Таковым могут признать только физическое лицо, поэтому подобный механизм тоже исключается.

Для того, чтобы попытаться что-то изъять, они могут принять соответствующее решение в рамках договора Европейского союза, но этот процесс должен происходить в странах-членах ЕС по их гражданскому законодательству и в судебном порядке. То есть Россия может прийти в условный суд и возражать. Поскольку здесь задействовано именно европейское право, то национальный суд будет вынужден передать это дело в суд Евросоюза, а года через полтора ему ничего не останется, кроме как ответить, что такая конфискация противоречит европейскому праву».

О конфискации российских активов Брюссель говорил еще весной. Тогда вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис заявлял, что этот вопрос будут решаться отдельно по законодательству каждой из европейских стран. Возможность разблокировки средств Центробанка чиновник тогда связал с возмещением ущерба Украине. А как потенциальное изъятие российских денег могут оценить инвесторы из других регионов мира? “Ъ FM” обсудил этот вопрос с международным финансовым консультантом Исааком Беккером:

«Речь идет о восстановлении Украины. За какие деньги? Понятно, что рука тянется к тем средствам, которые были заморожены за все время действия санкционной политики. Не может ли это подать плохой пример другим странам? Какая-то доля правды в этих сомнениях есть, но в целом это все-таки относится к чрезвычайным ситуациям. Все зависит от того, как это будет сделано. Возможный вариант здесь — доказательство с помощью суда вины той или иной страны, когда есть конфликт. И если она доказана, то замороженные средства могут быть конфискованы.

Получается, что любое другое государство, попадая в какую-то военную ситуацию, будет убирать свои активы из тех стран, где к ним могут применить такие меры».

За конфискацию российских активов выступили многие европейские политики. Глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель весной заявил, что такое решение не будет беспрецедентным. Он напомнил, что ранее Вашингтон использовал $3,5 млрд из заблокированных средств Афганистана. США направили эти деньги на выплаты родственникам жертв терактов 11 сентября 2001 года.

По состоянию на середину октября страны Евросоюза заморозили больше €17 млрд активов российского бизнеса. Идею их конфискации уже осудили в Кремле. Такое предложение «разрушает основы основ для той системы экономических взаимоотношений, которая существует в мире», заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Все материалы Коммерсантъ www.kommersant.ru