Удивительные «зигзаги» и «повороты» в судьбах народов и этносов иногда приводят к не менее удивительным результатам. Так произошло и с чернокожими семинолами.
Все началось с испанских владений в Северной Америке. Не имея достаточно сил для защиты Флориды от колонистов Южной Каролины, испанцы поначалу пытались использовать в этих целях местные индейские племена. Однако завезённые европейцами болезни, междоусобицы и стычки с белыми английскими колонистами уже к 17 веку привели к полному запустению полуострова.
И тогда испанцы призвали переселяться в свои владения коренных американцев других индейских племен и беглых рабов из английских колоний.
Впрочем, беглые рабы бежали сюда и раньше. Со временем они даже сформировали, так называемую культуру галла. Но, после того как в 1693 году король Испании Карл II гарантировал беглецам свободу от рабства взамен на воинскую службу, их приток стал еще массовым. Они селились в Сент-Люисе, Августине. Появился даже первый чернокожий городок Форт-Мозе, жители которого обязывались вступать в ополчение в случае нападения на владения короля.
Но не все беглые рабы хотели служить Его Католическому Величеству. Многие уходили вглубь полуострова, находя прибежище в лесах и болотах.
Сюда же начали переселяться и индейцы-крики, образовавшие племя прославленных, впоследствии, семинолов.
Вчерашние рабы селились рядом с индейцами, выращивали кукурузу и рис, охотились, занимались рыболовством. Два народа формировались рядом, налаживая связи и многое перенимая друг и друга. Эти связи были настольно тесными, что и сегодня многие чернокожие ведут свое происхождение от семинолов. Со временем даже выработался свой афро-семинольский язык «межнационального общения».
Если большинство беглых рабов и их потомков жили отдельными общинами, то небольшое количество беглецов жило и внутри племени семинолов, находясь в услужении у вождей и знатных индейцев. Однако мнение некоторых исследователей, что они были рабами, нельзя считать верным. Скорее всего они занимали в иерархии племени такую же роль, как и другие рядовые индейцы. Они как и другие индейцы носили оружие, одевались как другие индейцы, а некоторые из них выдвигались вверх по иерархической лестнице и становились вождями.
Была и еще одна особенность, которая вела к симбиозу двух народов. У семинолов-индейцев родство считалось по материнской линии, а у афросеминолов – по отцовской. И ребенок, рожденный от смешанного брака, в глазах родственников относился к обоим народам одновременно.
И семинолы индейцы и афросеминолы в относительном благополучии (насколько это было возможно в Новом Свете того периода) пережили и испанский, и английский периоды владения Флоридой.
Но после обретения независимости Соединёнными Штатами Флорида опять ненадолго стала испанской, а в жизни черных семинолов наступили тяжелые дни.
Рабовладельцы Юга опасались вооруженных черных общин Флориды. Что вызвало начало боевых действий. В 1817 году генерал Джексон атаковал форт, переданный черным семинолам, уходившими англичанами.
Не желая вступать в открытые военные действия, индейцы и афроамериканцы отступили вглубь полуострова – на юг и в центральную часть. Однако после покупки Штатами Флориды у Испании, в 1820 году стало очевидно, что мириться с существующим положением новые хозяева полуострова не намерены.
Ставший губернатором Флориды Джексон начал планомерные военные действия против свободных афросеминолов. В 1821 году он отдает приказ уничтожить деревню Ангола, построенную ими у залива Тампа. Белыми было захвачено и продано в рабство более 250 человек. Сотни бывших рабов и черных семинолов начали переселяться на Багамские острова (их потомки там живут по сей день в деревне Красные бухты).
Однако, усилив охрану побережья в 1825 году ,правительство сумело остановить волну переселения на Багамы.
А затем правительство предложило семинолам и их африканским союзникам переселиться на Индейскую территорию
Предложение обсуждалось на племенных советах семинолов, которые разделились на две группы. Одна была готова согласиться, другая во главе с легендарным Оцеолой выступила категорически против. Оцеолу поддержали вожди черных общин - Джон Цезарь, Абрахам и Джон Хорс.
Они оказали огромную помощь в ходе начавшейся войны – привлекали в борьбе за свободу рабов с плантаций, поднимали там восстания. В 1835-1836 года, в течение полугода была уничтожена 21 сахарная плантация.
В 1838 году генерал Томас Сидней Джесуп попытался лишить Оцеолу поддержки черных семинолов. Он предложил им свободу взамен на согласие переселиться на Индейскую территорию вместе с подчинившейся этому требованию частью семинолов.. Один из черных вождей Джон Хорс согласился на эти условия и более 500 человек прошли вместе с остальными семинолами Тропой Слез. Многие из них погибли. Оставшиеся в живых осели на территории нынешней Оклахомы, основав свои поселения рядом с семинолами. Крики, которые обитали здесь, практиковали рабовладение и черным семинолам пришлось опять доказывать свое право на свободу. Многие в конце концов бежали в свободную от рабства Мексику.
Совсем по-другому сложилась судьба черных семинолов, связавших свою судьбу с Оцеолой. После ухода части индейцев, исчезла прежняя племенная иерархия, а небольшие партизанские отряды, которые продолжали ожесточенное сопротивление в глубине Флориды состояли из индейцев и чернокожих, перед которыми стояла общая цель – остаться на своей земле.
Семинольские войны – тема отдельной статьи о героической борьбе за свободу небольшого народа. Об этом как-нибудь напишу в другой раз. Отдельной статьи заслуживает и герой сопротивления Оцеола. Мало кто знает, что он был индейцем лишь на четверть (его отец и дед были белыми). Сегодня отмечу только, что после 3 войн, пусть и не очень большая часть семинолов обеих рас добилась права жить на своей земле.
Их потомки живут на ней во Флориде и сегодня. Как и потомки тех, кто ушел на Индейскую территорию живут в Оклахоме и Мексике.